Серия моих публикаций о фантастической саге Джеймса Кэмерона вызвала большой читательский интерес. Развернулась дискуссия в комментариях. И вот моя подписчица Елена Иванова поделилась идеей, какие моменты лично она изменила бы во втором фильме. Чтобы кино стало не просто зрелищным, а еще и более содержательным.
Ее идея мне настолько понравилась, что я предложил написать на эту тему отдельную статью. С удовольствием публикую материал на своем канале. Прочтите ее интересное и аргументированное мнение. Кстати, Елена ведет собственный канал о кино @Елена Иванова. Читайте, подписывайтесь. Возможно, что-то полезное для себя найдете и там. А пока поговорим о Джейке Салли. Итак, слово Елене.
Сила – в правде!
Давайте начнем с самого начала, то есть, с Аватара-1. Это был очень хороший фильм! Со мной могут многие не согласиться. Но простая история отнюдь не синоним низкого качества и глупости. Мы все знаем множество фильмов, сюжет которых прямой как шпала. Тем не менее, их любят, смотрят и считают золотым фондом кино. Есть в них некая особенная простота и очарование, а их сила – в правде.
И «Аватар» показывает нам эту правду. Джейк Салли – как герой древнерусских сказок. Выбирает не всесильную корпорацию с Золотым тельцом и не братцев-наемников, а совесть. И готов постоять за правду и за совесть, за что получает заслуженную награду – любовь и семью. То есть, новую, здоровую во всех смыслах жизнь.
Увы, но нужно признать, что «Аватар: Путь воды» полностью уничтожает сказку вместе с моралью, сколько бы нам с экрана ни твердили о ценности семьи. Сказка получилась яркой, но насквозь фальшивой. В чем же дело? И что можно было бы исправить, чтобы этого избежать? А все просто. Достаточно одной маленькой детали – не делать Джейка Салли предателем.
Как Джейк стал предателем
Кого же он предал, спросят некоторые. Ответ элементарный. Он предал народ Оматикайя. Он – их вождь, в некотором смысле – отец. Как же он мог покинуть их в такой тяжелый момент? Они ведь тоже его семья. И он сам взвалил на себя за них груз ответственности. И вверг их в новое противостояние с небесными людьми. И вдруг: «Я устал, я ухожу».
И вот этот момент напрочь уничтожает идею второго фильма. Салли с моральной точки зрения – предатель. А уж с точки зрения психологии выглядит обычным слабаком. А ведь этот парень – бывший морпех. Размяк за пятнадцать лет семейной жизни? Но нам тут же говорят, что Оматикайя целый год воюют против небесных людей!
Вдумайтесь, год партизанской войны, в которой участвуют друзья и наверняка – старший сын! Так что же радикально переменилось для Салли и Оматикайя, вынужденных чуть ли не ежедневно решать задачи по противостоянию превосходящим силам противника? Появление диверсионной синей бригады полковника Куоритча? По большому счету не изменилось ничего. Командир на то и командир, чтобы придумать, как грамотно устранить или нивелировать очередную пакость противника. Особенно, когда речь идет о его бойцах и тем более – о детях.
При этом зрителю даже не сподобились объяснить, а как люди узнали, что Салли покинул родные места. И вот нам снова и снова повторяют, что семья – это главное, а Салли осознал свою ошибку. Торжество справедливости? Как бы не так! Клеймо предателя с Салли уже не смыть, какими бы мотивами он не руководствовался.
Увести за собой весь народ
Но возникает закономерный вопрос: можно ли было этого как-то избежать. И при этом оставить идею и всю сюжетную линию фильма прежней. Просто придать ей больше целостности и глубины, не говоря уж об элементарной логике? Конечно же, можно. Без радикального перекраивания и пересъемки. Достаточно было бы буквально точечных изменений на заднем плане и в паре-тройке диалогов – и картина разительно бы переменилась! Заинтригованы? А все просто! Салли должен был увести за собой все племя.
Хватило бы нескольких секунд, чтобы показать, как он земным жестом закрывает глаза погибшему другу На’ви. Показать, как повстанцев обложили в горах. Достаточно было бы скорбного пения по погибшим друзьям, которых не вынесли с поля боя, и фразы Салли к Нейтири: «Нам не выстоять в этот раз». И все! Слабость Салли не умаляла бы его силы, а наоборот, сделала бы его более живым.
Мы увидели бы его боль от потери соратников, друзей, от горя родителей погибших и их осиротевших детей. А страх за собственную семью выглядел бы вполне оправданным. Оматикайя стали бы бездомными изгнанниками, но зато бы спаслись. «Дом – там, где мы», – говорит Салли. И вот тогда его слова приобрели бы особую силу. Он отец, он вождь, он хочет спасти всех своих детей и свой народ.
И тогда финальная фраза Джейка, о том, что бегство – не выход, тоже в свою очередь приобрела бы куда более глубокий смысл. И не было бы никакого неприятного послевкусия от просмотра фильма. Маленькое, но существенное исправление могло бы придать этой истории больше глубины.
Заключение
Вот так эту историю увидела Елена со своей стороны. И я с ней в этом согласен. Ведь действительно – поработай создатели фильма лучше над сценарием, вышла бы не только красивая картинка, но и более осмысленный сюжет. Повествование получилось бы более логичным, а поведение главного героя – последовательным. А так мы имеем то, что имеем. Зрители с удовольствием голосуют кошельком. «Аватар: Путь воды» бьет все новые кассовые рекорды.
А как подобный поворот сюжета вам? Делитесь своим мнением в комментариях.
Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты приветствуются.