Найти тему
История и язык

Всё течёт

Я не сразу стал взрослым. Остальные — тоже. Это никого не удивляет. Но почти все удивляются, встретив давнего знакомца, с которым не виделись очень много лет, что того нельзя узнать, либо можно, но с большим трудом.

Иерусалим, первый и единственный. Ныне Йорос, Турция. Взято из интернета
Иерусалим, первый и единственный. Ныне Йорос, Турция. Взято из интернета

А ведь прошло каких-нибудь пара — тройка десятилетий. Природа, закладывая в проект продолжительность жизни сроком тридцать — сорок лет, совсем не заботились о способностях анализировать более длительные периоды истории человечества. В том числе и на этом построен удачный механизм одурачивания человека человеком из поколения в поколение. С одной стороны — мы живём сегодняшним днём, а с другой — мы принимаем окружающую картину мира застывшей в нашем сегодня.

А в нашем сегодня много чего назастывало на зависть самым смелым фантазиям. В том числе благодаря только что указанной способности человека воспринимать мир застывшим, а застывшее — реальным. А жизнь — течёт, меняется каждый день, пусть и незаметно для нас.

Давно замечено, что человек лучше всего воспринимает мир через иллюстрацию, пример, притчу, аллегорию, и т.д. хочу привести такой банальный пример: Иерусалим. У многих — уже оскомина. Погодите! Это — только слово. За ним скрыта большая половина истории человечества, и он — само её постоянное изменение. Если очень кратко, история Иерусалима такова.

Новый Иерусалим, на Истре. Взято из интернета
Новый Иерусалим, на Истре. Взято из интернета

Первый и единственный оригинал Иерусалима, основанного в конце 10 — го — начале 11-го веков, до сих пор находится на азиатском берегу пролива Босфор у впадения его в Чёрное море, и носит современное название Йорос. Он же — Троя. Там в конце 12-го века правил, был свернут и казнён император Андроник Комнин, ставший после воскресения Христом. Там же, на соседней горе Бейкос (Голгофа в Евангелиях) до сих пор стоит первый и единственный реальный Гроб Господень, место первичного захоронения, ныне мечеть.

Единство Всемирной Империи Рюриковичей начало рушиться в 15-м веке, когда метрополия разделилась на два, союзных пока, государства: Русь и Турцию в современных названиях. Этот, пока незаметный раскол, породил перерождение реального Иерусалима в несколько идеологических. Разные административные образования стали создавать себе свои места поклонения под одним названием. В 16-м веке строительство Московского Кремля велось по идеальному плану Небесного Иерусалима.

Была ещё и немаловажная проблема бытового характера. Места поклонения подвергались сильному воздействию массы паломников, включая физическое разрушение памятников на сувениры. Решение было найдено вполне современное: создание «диснейлендов», парков паломничества и поклонения для обывателя. Оригиналы оставались для VIP — персон. Знакомо, не правда ли? Народ воспринял выставки и декорации «на ура». Так возник туристический бизнес, приносящий немалый доход и решающий многие попутные проблемы.

Джераш, иорданский Иерусалим. Взято из интернета
Джераш, иорданский Иерусалим. Взято из интернета

С расколом Империи и приходом к власти Романовых турецкие султаны, будучи ещё тогда христианами, построили себе такой выставочный Иерусалим в иорданском Джераше (Йоросе). Построили основательно, даже чудо снисхождения благодатного огня — оттуда родом. Тем более, что обходились без нынешних ухищрений, использовали тогдашнее новшество — увеличительное стекло. Комплекс просуществовал до момента введения султаном Мурадом IV ислама в качестве государственной религии. А вскоре и природа поддержала политическое решение, физически уничтожив этот Новый Иерусалим потоком мощного селя и многометровыми наносами песка и глины.

Свято место пусто не бывает. Романовы тоже строили свой Иерусалим. На этот раз — под Москвой. Это — известный Новый Иерусалим патриарха Никона, недалеко от Звенигорода. Задумано было с размахом, но интерес постепенно угас. Тоже знакомо, дело привычное. А могли бы паломники ныне купель в местном Иордане принимать. Ведь громкое имя настоящего Иерусалима — дорогого стоит.

Иерусалим наших дней, Эль-Кудс. Взято из интернета
Иерусалим наших дней, Эль-Кудс. Взято из интернета

В самом конце 18-го века победу европейцев над османами решили закрепить возрождением Джераша. Но Наполеон немного не дошёл, около сотни километров. Остановился у небольшого селения Эль-Кудс, где и стали «обнаруживать Иерусалимские святыни». Что нам стоит дом построить? И вот, стоит нынешний «Иерусалим», с самой древности 19-го века, помогая превратить религиозные чувства миллионов людей в ощущение прикосновения к святыне и сопричастности великому в этой мимолётности жизни.

В статье этой использованы материалы книги авторов Новой Хронологии Фоменко и Носовского «Выставочный Иерусалим».

Попутно могу сообщить заинтересованным читателям, что благодаря указанной книге мне удалось понять смысл нескольких названий и имён, кои я и представляю на ваш суд.

Место первичного захоронения Христа. Настоящий Гроб Господень. Гора Бейкос, могила Юши. Взято из интернета
Место первичного захоронения Христа. Настоящий Гроб Господень. Гора Бейкос, могила Юши. Взято из интернета

Название Бейкос известно мне давно. Смысла его я не знал, считая чисто турецким. Ан нет, и тут обнаружилась древняя связь языков. Недавно в моей публикации «Лохмы ли космы?» я излагал значение слов «космос», «Кузьма» как «большой, огромный». А вот теперь и настал черёд Бейкоса. Оказалось — несложно. Все знают, что «бей» — начальник, руководитель. А «кос», как мы поняли — «большой». Так что, гора Голгофа на местном наречии названа «Большой начальник». Больше Христа тогда не было.

В книге упомянут Минин, что с Пожарским Москву освобождали. Он в Библии выведен под именем Неемия. Это имя легко переводится как «Не имеющий мий». «Миями» называли деньги, собираемые на восстановление Москвы. Бессеребренник, собиравший мии, но их не имевший, увековечен в память потомкам, не очень-то обращающих внимание на положительный пример.

Хиросима, японский Иерусалим. Взято из интернета
Хиросима, японский Иерусалим. Взято из интернета

Ну, и напоследок, отголосок темы — в названии города в далёкой Японии. Что такое, по-вашему, Хиросима? Нет, я не о ядерной бомбардировке. Что значит? Приглядитесь! Я отчётливо вижу, что это — местный вариант названия «Иерусалима».

Да, вот и получается, что всё течёт, всё изменяется. Кроме смысла. Не дай Бог ему потечь, — тогда пиши пропало.