Я не сразу стал взрослым. Остальные — тоже. Это никого не удивляет. Но почти все удивляются, встретив давнего знакомца, с которым не виделись очень много лет, что того нельзя узнать, либо можно, но с большим трудом.
А ведь прошло каких-нибудь пара — тройка десятилетий. Природа, закладывая в проект продолжительность жизни сроком тридцать — сорок лет, совсем не заботились о способностях анализировать более длительные периоды истории человечества. В том числе и на этом построен удачный механизм одурачивания человека человеком из поколения в поколение. С одной стороны — мы живём сегодняшним днём, а с другой — мы принимаем окружающую картину мира застывшей в нашем сегодня.
А в нашем сегодня много чего назастывало на зависть самым смелым фантазиям. В том числе благодаря только что указанной способности человека воспринимать мир застывшим, а застывшее — реальным. А жизнь — течёт, меняется каждый день, пусть и незаметно для нас.
Давно замечено, что человек лучше всего воспринимает мир через иллюстрацию, пример, притчу, аллегорию, и т.д. хочу привести такой банальный пример: Иерусалим. У многих — уже оскомина. Погодите! Это — только слово. За ним скрыта большая половина истории человечества, и он — само её постоянное изменение. Если очень кратко, история Иерусалима такова.
Первый и единственный оригинал Иерусалима, основанного в конце 10 — го — начале 11-го веков, до сих пор находится на азиатском берегу пролива Босфор у впадения его в Чёрное море, и носит современное название Йорос. Он же — Троя. Там в конце 12-го века правил, был свернут и казнён император Андроник Комнин, ставший после воскресения Христом. Там же, на соседней горе Бейкос (Голгофа в Евангелиях) до сих пор стоит первый и единственный реальный Гроб Господень, место первичного захоронения, ныне мечеть.
Единство Всемирной Империи Рюриковичей начало рушиться в 15-м веке, когда метрополия разделилась на два, союзных пока, государства: Русь и Турцию в современных названиях. Этот, пока незаметный раскол, породил перерождение реального Иерусалима в несколько идеологических. Разные административные образования стали создавать себе свои места поклонения под одним названием. В 16-м веке строительство Московского Кремля велось по идеальному плану Небесного Иерусалима.
Была ещё и немаловажная проблема бытового характера. Места поклонения подвергались сильному воздействию массы паломников, включая физическое разрушение памятников на сувениры. Решение было найдено вполне современное: создание «диснейлендов», парков паломничества и поклонения для обывателя. Оригиналы оставались для VIP — персон. Знакомо, не правда ли? Народ воспринял выставки и декорации «на ура». Так возник туристический бизнес, приносящий немалый доход и решающий многие попутные проблемы.
С расколом Империи и приходом к власти Романовых турецкие султаны, будучи ещё тогда христианами, построили себе такой выставочный Иерусалим в иорданском Джераше (Йоросе). Построили основательно, даже чудо снисхождения благодатного огня — оттуда родом. Тем более, что обходились без нынешних ухищрений, использовали тогдашнее новшество — увеличительное стекло. Комплекс просуществовал до момента введения султаном Мурадом IV ислама в качестве государственной религии. А вскоре и природа поддержала политическое решение, физически уничтожив этот Новый Иерусалим потоком мощного селя и многометровыми наносами песка и глины.
Свято место пусто не бывает. Романовы тоже строили свой Иерусалим. На этот раз — под Москвой. Это — известный Новый Иерусалим патриарха Никона, недалеко от Звенигорода. Задумано было с размахом, но интерес постепенно угас. Тоже знакомо, дело привычное. А могли бы паломники ныне купель в местном Иордане принимать. Ведь громкое имя настоящего Иерусалима — дорогого стоит.
В самом конце 18-го века победу европейцев над османами решили закрепить возрождением Джераша. Но Наполеон немного не дошёл, около сотни километров. Остановился у небольшого селения Эль-Кудс, где и стали «обнаруживать Иерусалимские святыни». Что нам стоит дом построить? И вот, стоит нынешний «Иерусалим», с самой древности 19-го века, помогая превратить религиозные чувства миллионов людей в ощущение прикосновения к святыне и сопричастности великому в этой мимолётности жизни.
В статье этой использованы материалы книги авторов Новой Хронологии Фоменко и Носовского «Выставочный Иерусалим».
Попутно могу сообщить заинтересованным читателям, что благодаря указанной книге мне удалось понять смысл нескольких названий и имён, кои я и представляю на ваш суд.
Название Бейкос известно мне давно. Смысла его я не знал, считая чисто турецким. Ан нет, и тут обнаружилась древняя связь языков. Недавно в моей публикации «Лохмы ли космы?» я излагал значение слов «космос», «Кузьма» как «большой, огромный». А вот теперь и настал черёд Бейкоса. Оказалось — несложно. Все знают, что «бей» — начальник, руководитель. А «кос», как мы поняли — «большой». Так что, гора Голгофа на местном наречии названа «Большой начальник». Больше Христа тогда не было.
В книге упомянут Минин, что с Пожарским Москву освобождали. Он в Библии выведен под именем Неемия. Это имя легко переводится как «Не имеющий мий». «Миями» называли деньги, собираемые на восстановление Москвы. Бессеребренник, собиравший мии, но их не имевший, увековечен в память потомкам, не очень-то обращающих внимание на положительный пример.
Ну, и напоследок, отголосок темы — в названии города в далёкой Японии. Что такое, по-вашему, Хиросима? Нет, я не о ядерной бомбардировке. Что значит? Приглядитесь! Я отчётливо вижу, что это — местный вариант названия «Иерусалима».
Да, вот и получается, что всё течёт, всё изменяется. Кроме смысла. Не дай Бог ему потечь, — тогда пиши пропало.