Анна Щербакова после Олимпийских игр даёт интервью очень часто. Но всегда её интервью представляют собой интерес с точки зрения психологии. Да и просто понять "как закаляется сталь" болельщикам фигурного катания тоже будет интересно.
Жаль, что на такие статьи, как например эта:
заходят очень ограниченное количество болельщиков. И сегодня я хочу написать на немного иную, но не менее интересую тематику. Как-то раз Анна сказала молодым спортсменам, чтобы они не ставили перед собой целью победу на Олимпиаде. Ибо они не знают через что им придётся пройти, а поражение даст только сильнейшее огорчение.
Тогда очень многие на неё ополчились. А понять, почему она так сказала, никто так и не захотел. А ведь всё просто. И сложно одновременно.
Давайте прочитаем часть интервью Олимпийской чемпионки. Оригинал интервью вы можете просмотреть в конце статьи.
На самом деле, я с детства никогда не ставила себе первоначальную цель выиграть Олимпиаду. Я по жизни такой реалист, наверное, и у меня были цели ближайшие. В детстве – это выучить новый прыжок, выиграть на первенстве среди своего возраста, например. Затем я как-то очень постепенно шла, по чуть-чуть. Самую ближайшую цель видела и к ней шла.
И Олимпиада стала моей целью, наверное, именно в году, когда она была. Именно тогда я поставила это своей целью: в первую очередь отобраться туда и показать там свой максимум. Потому что у меня на все соревнования главная цель – выложиться на максимум и сделать все, что от меня зависит, потому что тогда я знаю, что никогда не буду жалеть о том, что были какие-то упущенные возможности.
Вы знаете, всегда, когда думаешь о том, что сбудется какая-то такая невероятная мечта, о которой ты, возможно, иногда даже боишься мечтать, тебе кажется, что дальше ты всю жизнь будешь ходить и каждую секунду радоваться этому. Как будто будешь каждое утро потом просыпаться и думать: «Ой, как классно, что я олимпийская чемпионка!»
Но на самом деле, наверное, перед этим стоит такая максимальная концентрация, такое волнение, пик всех эмоций – такой «передоз» разных эмоций, когда ты в максимальном напряжении максимально собран. И первое, что происходит после проката произвольной программы последней, – просто гора с плеч падает.
Выдыхаешь, и в начале опустошение все-таки. Осознание того, что вообще произошло, приходит, конечно, позже. Безусловно, на награждении это невероятная радость и гордость, и это очень приятные эмоции, но, наверное, они уже не такие яркие и бурные – они спокойные, умиротворение. Что-то такое.
Некоторые скажут, что слова Анны про цель - это неправда. Но... Желание естественно было. И все спортсмены понимают, что главная цель это Олимпиада. Но... До неё надо ещё дожить. Потому и цели надо ставить не будущие, а до которых можно дотянуться на пути.
Но сказать хочу не об этом. Как достигается победа на Олимпийских играх. Посмотрите ещё раз кусочек интервью Анны выше. Он основан на её переживаниях.
Но для основы хочу взять ещё один маленький отрывок интервью.
Сейчас я также учусь на тренера. И мне кажется, что мне это определенно очень интересно.
Потому что я всегда была спортсменом, который постоянно копается в технике прыжков, что правильно, что неправильно, всегда свои ошибки старалась понять – почему у меня что-то не получилось, всегда анализировала все.
Вот оно! Вот вся суть мастерства чемпионки! Это как конструктор. Она всегда в себе самой ищет пути совершенствования к идеалу. Ищет, где она что-то не доделала. И если находит, то отдаётся исправлению недочёта полностью.
И такое состояние - это как, в общем изменю слово, но все поймут - зависимость. После определённого момента тебе, если ты не продвинешься на шаг вперед, становится что-то не хватать. Такое состояние не угнетает, но наоборот заставляет тебя выкладываться на полную. И ты, продвинувшись дальше, чувствуешь радость. Сам проходил через подобное, только не в фигурном катании.
Но такое состояние в постоянной максимальной концентрации не может не выразиться как в укреплении психологически, так и в росте напряжения.
Отдавая себя всю, Анна говорила про эмоции. Но это немного неверно. Это не эмоции. Это отсутствие эмоций и постоянная борьба с этими самыми эмоциями. Иначе ты просто сгоришь.
То о чём говорила Аня, не совсем эмоции. Так как к эмоциям относят огромный спектор чувств, в том числе и предвкушение, обида, гнев, злорадство и многие подобные чувства, которые не созидают, а разрушают.
Особенно это касается предвкушения.
Должна остаться только радость от проделанной работы и надежда. И это как раз к эмоциям не имеет ни какого отношения.
Достигается подобное полной концентрацией и самоконтролем. Поверьте - это дорогого стоит. И очень немногие, отдавшие всё в своей жизни ради достижения цели способны на такое, не побоюсь сказать, великое достижение.
Потому и происходит опустошение после соревнований. Вы только представьте какой груз спадает с плеч спортсменов.
Теперь важное. Когда скинут этот груз, не многие желают его взвалить на свои плечи вновь. Особенно после жесточайшего хейта, желания некоторых "перекатать ЧР", сломанных коньков, повреждённого пальца, и многого другого, которое мы не узнаем никогда. Вот почему у Алины Загитовой нет ни какого желания возвращаться. Вот почему я никогда не посмею сказать ничего в сторону Анны, если она больше не захочет вернуться в большой спорт.
И, думаю, всем теперь понятно, почему Олимпийская чемпионка сказала молодым спортсменам, чтобы они не ставили перед собой целью победу на Олимпиаде. Ибо они не знают, через что им придётся пройти.