Добрый день. Окончание Второй Мировой войны являлось отправной точкой к качественному развитию (переход на другие типы силовых установок) боевой авиации по всему миру. В кратчайшие сроки конструкторские коллективы осуществили разработку перспективных изделий всех основных классов. Основной приоритет при этом отдавался дальним и фронтовым бомбардировщикам, а также истребителям. Кроме того, в середине пятидесятых годов, началось качественное развитие Военно-транспортной авиации. Однако, решить задачу по замене устаревающих поршневых штурмовиков, долгое время не удавалось. На вооружении продолжали оставаться самолеты семейства Ил-2/Ил-10. В начале пятидесятых годов последний прошел комплексную модернизацию (штурмовик Ил-10М), однако, она не выпускалась в массовом количестве. Реактивный штурмовик все же создали и запустили в серию (Ил-40), но в итоге, было принято кардинальное решение о ликвидации класса штурмовой авиации. Как показала практика, это оказалось неправильное решение (тем более что наши потенциальные противники от штурмовиков тогда не отказывались) и через два десятилетия штурмовая авиация была восстановлена. Пока же, решение боевых задач по непосредственной поддержки наземных войск, возложили на истребительно-бомбардировочную авиацию (ИБА). На ее вооружение изначально приняли специальные ударные модификации фронтовых истребителей семейства МиГ-15 и МиГ-17. О последних сегодня и пойдет речь.
По сути, основное развитие ударных модификаций "семнадцатого", заключалось в совершенствовании системы вооружения, путем расширения номенклатуры средств поражения наземных целей. Эти работы начались еще в начале пятидесятых годов. На тот момент времени, помимо свободнопадающих бомб, предполагалось использовать неуправляемое ракетное вооружение. В оружейных НИИ началась активная разработка подобных изделий различного калибра (57-мм, 71-мм, 85-мм, 212-мм и другие). Под них подготавливали различные типы держателей, блоков, пусковых установок и прочее сопутствующее оборудование. Для непосредственной отработки применяли специальные летающие лаборатории (СИ-15, СИ-16, СИ-19, СИ-21 и другие), которые создавались на базе серийных машин. По ходу проводимых испытаний (а также комплексной сравнительной оценки боевой эффективности), выявлялись наиболее перспективные и удачные решения, по которым и продолжались дальнейшие изыскания. Они запускались в серийное производство и шли на переоснащение строевых машин базовых модификаций, которые передавались на вооружение частей ИБА. К примеру, весной 1953 года была завершена разработка авиационной реактивной системы АС-21. В ее состав входили следующие основные элементы: пусковая установка ПУ-21, авиационный прицел АП-21, реактивный снаряд С-21. Она позволяла наносить удары неуправляемыми снарядами по целям с высот до 5000 метров на дальности до 800 метров. Ракета оснащалась осколочно-фугасной боевой частью, массой в 46 кг (при начальном стартовом весе ракеты в 118 кг). Системой АС-21 оснащались как истребитель МиГ-15бис, так и МиГ-17. Что касается последних, то их количество оценивается примерно в 170 экземпляров. В конце пятидесятых годов был подготовлен новый комплексный вариант модификации истребителя-бомбардировщика на базе "семнадцатого". В состав его вооружения вошли 57-мм реактивные снаряды семейства С-5. Устанавливались они в блоки ОРО-57К (по 8 штук).
Также допускалась подвеска и установок ОРО-212К, где размещались снаряды типа ТРС-212. Вместо подвесных топливных баков могли подвешиваться бомбы различных калибров (до 250 кг). Соответствующие доводки внесли и в сопутствующие функциональные системы. Несколько изменили и состав специального оборудования. Опытные прототипы успешно прошли весь необходимый цикл испытаний, после чего началась переделка базовых фронтовых вариантов (к примеру МиГ-17Ф) по подготовленному эталону. Точно число полученных таким образом истребителей-бомбардировщиков- неизвестно. Стоит также отметить, что и поставляемые на экспорт истребители также частично переоборудовали в ударные модификации, но с применением другого вооружения. К примеру, египетские машины, могли оснащаться крыльевыми направляющими для установки 76-мм неуправляемых ракет. Плюс к этому, дополнительные держатели для подвески бомб крепились непосредственно под фюзеляжем. Модификации истребителей-бомбардировщиков, которые состояли на вооружении ГДР (а это польские копии), отличались от советских аналогов иным составом специального оборудования и применением двух блоков НАР MARS-2 (каждый на 8 снарядов типа С-5). Свои ударные модификации также были у китайских и уже отмеченных польских лицензионных копий "семнадцатого".
Среди экспериментальных изделий, которые так и не были приняты на вооружение, можно отметить тяжелые неуправляемые снаряды ТРС-190 "Стрела" (разработка НИИ-3 НКБ), которые применялись из орудий типа ОРО-190. Для их испытаний подготовили летающую лабораторию МиГ-17 (СИ-19), а впоследствии еще четыре машины установочной серии. Аналогично закрыли работы по 71-мм снарядам типа АРС-70 "Ласточка" (их создали в ОКБ-16), которые применяли с однозарядного реактивного орудия ОРО-70 или пятиствольного блока РО-70-5, а также по 85-мм снарядам TCP-85, которые устанавливались на балочных пусковых установках Б-374. Пожалуй, самой уникальной разработкой по рассматриваемой спецификации, следует признать экспериментальный штурмовик МиГ-17 (СН). Эта машина отличалась серьезными конструктивными изменениями от базового варианта истребителя и создавалась для отработки подвижной пушечной установки. Установка состояла из трех 23-мм пушек АМ-23 и согласно компоновочной схемы, монтировалась в носовой части фюзеляжа.
Для справки. Авиационная 23-мм пушка АМ-23 (ТКБ-495). Была разработана в конце сороковых годов под руководством конструкторов Н. М. Афанасьева и Н. Ф. Макарова (Тульское КБ приборостроения). После завершения всех испытаний и внесения необходимых доработок, в мае 1954 года, изделие (индекс ГРАУ 9А036) приняли на вооружение. Автоматика АМ-23 работала по принципу использования энергии газов, отводимых из канала ствола. Вес орудия составлял 43/44 кг. Темп стрельбы равнялся примерно 1200 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда от 680 до 720 м/с (в зависимости от модификации самого снаряда). Суммарный объем производства составлял более 11 экземпляров. Применялось орудие на различных серийных и экспериментальных самолетах. (преимущественно на военно-транспортных и тяжелых бомбардировщиках).
В связи с этим, потребовалось полностью изменить ее конструкцию. Носовую часть сделали более вытянутой, конусообразной. Воздухозаборники при этом перенесли по бокам фюзеляжа. Подобное техническое решение в ОКБ-155 тогда применялось впервые. По сути, оно имело гораздо более важное значение (в целом), нежели чем использование и отработка подвижной стрелковой установки (стоит отметить, что она была подвижной только в вертикальной плоскости в диапазоне от минус 9 градусов 48 минут до плюс 27 градусов 26 минут). Изменения вносились и в общую схему компоновки и размещения узлов функциональных систем и отдельного оборудования. Также доработали и форму фонаря кабины летчика. Естественно, помимо стрелкового вооружения, планировалось использовать со штурмовика различные бомбы и неуправляемые ракеты. Однако, по результатам испытаний, летные характеристики самолета ухудшились по сравнению с базовой модификацией. Применение новых воздухозаборников негативно повлияло и на общую работоспособность силовой установки. Определенные проблемы возникли и в работе системы вооружения, что также требовало проведение дополнительных изысканий. По итогу, машина осталась только в разряде экспериментальных и в серийное производство не передавалась.
В завершении обзора можно сделать следующие общие выводы:
- В середине пятидесятых годов наметилась тенденция к формированию нового рода авиации (ИБА) в структуре Советских Военно-воздушных сил;
- Была осуществлена разработка ряда неуправляемых авиационных ракет, часть из которых успешна прошла весь цикл необходимых испытаний и вошла в состав номенклатуры вооружения ударных модификаций "семнадцатого";
- Истребители-бомбардировщики на базе МиГ-17 получали в кратчайшие сроки, путем минимальной доработки базовых фронтовых истребителей;
- Иностранные лицензионные варианты "семнадцатого", а также машины поставляемые на экспорт могли быть переоборудованы в ударные модификации с применением иного типа вооружения.
- Попытка разработки более узкоспециализированной ударной модификации оказалась неудачной. Самолет на вооружение не принимался.