Найти в Дзене
Не хочу назад

О чужих переживаем, а о своих...

Вероятно, для многих сегодняшняя тема покажется скучной, но мне она интересна. Я родился и провел детство на Чукотке и, если мне попадаются материалы, связанные с малыми народами, однозначно считаю их заслуживающими внимания. Позвольте поделиться своими впечатлениями.

В риторике последних лет из уст наших властей, говорящих голов из телевизора и просто граждан можно было часто услышать и о праве нации на самоопределение и о праве народа на то, чтобы жить по своим обычаям, говорить на своем языке и прочих замечательных вещах. Но все это почему-то о тех народах, которые за пределами России. Вот о них и тревоги, и слезы градовые. А вот с народами, проживающими внутри страны, дело происходит иначе.
Вот здесь (
https://istories.media/stories/2023/01/30/narodi-na-grani-ischeznoveniya/) я прочел о малочисленных народах России. Официально у нас зарегистрировано 47 таких народов, некоторые насчитывают вообще несколько десятков человек.

Основные проблемы народов и народностей перечислил редактор сайта «Россия коренных народов» Дмитрий Бережков, представитель одного из коренных народов, ительменов. По его словам: “Никаких выгод, пользы, привилегий от государства, как утверждают в правительстве, это [причисление себя к коренным народам] не несет”. Коренные народы становятся невольными соперниками всех больших государственных промышленных проектов и бизнеса, которые тоже претендуют на эти территории. Органы власти считают коренные народы неугодным препятствием на пути к этим территориям: неправильным, ненужным, мешающем развитию страны. Поэтому, и приходит такая ситуация, когда негде зарабатывать, негде жить и развиваться: из леса тебя гонят, из реки тебя гонят.

Как пример приводится поселок Казас. Это в Кемеровской области. Небольшой поселок, населенный в основном шорцами. Но еще в советское время рядом с поселком были найдены большие залежи угля. Стали возникать угольные разрезы, которые в конце нулевых подошли вплотную к Казасу. Началась административная чехарда, был устранен сельсовет, к которому принадлежал поселок, его перевели в подчинение города Мыски. Затем прямо рядом с поселком был введен в эксплуатацию разрез “Береговой”. По преданиям шорцев, хранителем поселка был дух горы Лысой, который, по легенде, поддерживал связь с миром предков. Эта гора была уничтожена.

Ну, а далее по накатанной.  Быстро провели сход граждан, ничего толком им не объяснив, оказывая административное давление. В результате большинства домов были выкуплены по бросовым ценам, а дома самых упертых отказавшихся загадочным образом сгорели. Более подробно можно прочесть здесь: (http://www.csipn.ru/korennye-narody-i-promyshlennye-kompanii/1528-chto-novogo-my-uznali-o-shorskom-poselke-kazas).

Последние события бьют по малочисленным народам очень сильно. Представители этих народов - граждане РФ, и мобилизация распространяется и на них. По закону об альтернативной службе гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если он относится к коренному малочисленному народу. Но в законе говорится о службе по призыву, и он не работает во время мобилизации. А если в народе всего человек двести, а мужчин, соответственно, примерно сто, то даже двое мобилизованных это очень серьезный удар на численности.

Прекращение экономических связей и международных отношений тоже сильно сказываются на жизни малых народов. Например, пропал доступ к меховым аукционам в Европе, с которых народы, промышляющие охотой на пушного зверя, имели основные доходы. А другим народам стало невозможно продавать оленину за рубеж. А внутри страны цены на эту продукцию занижены. Не стало возможности апеллировать к международному праву, что ранее практиковалось. Представители малых народов могли представить в Женеве доклад о своем положении, ООН реагировал на это, перенаправлял запросы властям в России и те были вынуждены как-то реагировать. Теперь не стало и этого. Как рассказывает Бережков: “российские компании не учитывают их интересы, проводят слушания [по проектам, которые затрагивают земли расселения коренных народов] формально. „Вот вам документ на несколько сотен страниц и три дня на рассмотрение. Слушания пройдут в электронном режиме, вот вам пять минут выступить со своим мнением“, — говорят они оленеводам, которые кочуют в минус 45”.

К чему я все это. Вот все думаю, а может быть, перед тем как решать национальные вопросы в чужих странах, поучая и применяя армию, сначала разобраться с проблемами наций у себя дома?

Что вы думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Как всегда, о правилах канала: давайте обсуждать тему, а не личности друг друга. И без хамства.

Мир вашему дому!

Мой запасной канал (про историю изобретений)

https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02

Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad