Найти тему

Лето 1890 года

Начало лета ознаменовалось вторжением войск империи Цин в Корею. Протестуя против этого, ведущие мировые страны выразили недовольство Срединному государству, что соответсвенно ухудшило с ними отношение.

К числу таких стран относились Япония, Британия, США и Франция, которым всегда и везде было дело.

Возникли беспорядки и в Германии, как раз, когда у дона Кондратиаса находились журналисты. Один из них и задал вопрос: "Они случились сами по себе, или кто-то за ними стоит?"

Был вариант обвинить во всем американцев, которые вышли встречать четыре броненосных крейсера Патрико Монтихо всем своим флотом в четыре броненосца и восемь броненосных крейсеров, но пустые обвинения, за которыми ничего не стоит, не лучший вариант развития событий. Была мысль у Кондрата отшутиться, спросив самих журналистов, не знают ли они. Но он решил произнести пламенную речь для представителей испанской промышленности: " Что, повышенная глобальная военная напряженность может вызвать волнения в любой стране. Вот почему нам нужно больше инвестировать в нашу военную промышленность и я сам вношу 100000 дуро".

Многие в Испании последовали его примеру. Вошел в состав флота крейсер "Инфанта Мария Терезия", который Кондрат тоже поставил на модернизацию с удалением одной башни и дополнением одного котельного отделения.

Министр иностранных дел Карлос Мануэль О’Доннелл-и-Альварес Абреу, при встрече рассказал, что Бразилия стала смотреть в сторону Французов, и данное обстоятельство необходимо в наших маневрах флота тоже.

"Могу послать крейсер к их берегам", - согласился Кондрат.

Бронепалубный крейсер "Дон Антонио де Улоа"
Бронепалубный крейсер "Дон Антонио де Улоа"

Затем его вызвали к премьер-министру Антонио Кановас де Кастильо. Кондрат застал его в тот момент, когда он рассматривал модель корабля типа "Дон Антонио де Улоа".

"Добрый день дон Кондратиас, заходи, - махнул рукой друг прошлых лет, на груди у него красовался орден "Гедеона", - расскажи мне, почему ты броненосные крейсера модернизируешь, а бронепалубные нет? Новые корабли не закладываешь? Вон американцы бронированными судами во всю брякают, да и Французы тоже. Бюджет я тебе увеличил с 3 миллионов, до 5,269 дуро в месяц! Это огромные деньги. На флоте служат уже 6000 моряков".

"Жду новых исследований в плане двойного дна, ведь наши крейсера ходят по всему океану. Эскадра Патрисо Монтихо почти дошла до Кубы, а крейсера Паскуаля Серверы проходят Красное море. Через пару месяцев будут готовы работы по новым, более легким котлам и оболочки взрывателя для снарядов, что сделает наши корабли гораздо мощнее".

"Я согласен с тобой, - согласился премьер-министр, - но и ты меня пойми, нельзя бесконечно вливать вино в старые мехи, надо строить и новые корабли, а также модернизировать наши бронепалубные крейсера, хотя бы те, что находятся в портах метрополии. Ведь противник не дремлет. Оттяпают Американцы у нас Кубу и тю тю, вернуть будет невозможно. Там и так идет партизанская война. В кубинском обществе произошли фундаментальные социальные изменения. С отменой рабства в октябре 1886 года вольноотпущенники пополнили ряды фермеров и городского рабочего класса. Экономика больше не могла поддерживать себя в условиях сдвигов и изменений; поэтому многие богатые кубинцы потеряли свою собственность и присоединились к городскому среднему классу. Количество сахарных заводов сократилось, а эффективность возросла".

"Я приложу все усилия, для усиления нашего флота", - пообещал морской министр.

Но, к своим экспериментам Кондрат приступил только через месяц, когда было наконец то изобретено двойное дно корпуса корабля.

Двойное дно набора корпуса корабля
Двойное дно набора корпуса корабля

У данного технического решения были как свои плюсы, так и минусы. К достоинствам можно было отнести на 4,5% увеличившуюся жесткость корпуса, уменьшившийся на 5% урон от торпед и на целых 20% шанс затопления отсека. Но, увеличивалась на 12% стоимость корпуса, на 7% вес корпуса и на 5% время постройки.

Вновь прибыл в Кадис министр иностранных дел Карлос Мануэль О’Доннелл-и-Альварес Абреу, и рассказал, что Османская империя начала военные действия в Ираке, а между англичанами и французами соглашение о колониальных владениях в Африке. Страна Румыния, ищет сближения с Францией.

"Мост через океан. Переезд по мосту в бурю" (рисунок). САСШ. Реальный мост из Майами (от Флориды в Мексиканский залив по цепи мелких островов в Ки-Уэст). Иллюстрация из журнала "Природа и люди" (иллюстрированный журнал науки, искусства и литературы) № 30 от 28 мая 1915 года, стр.477. Иллюстрация к статье В.Р. Мрочека «Мосты прежде и теперь». Текст из № 29 от 21 мая (дословно): Вообще все усилия [в мостостроении] направлены в сторону использования материала и самой природы. Лучшим и красноречивым доказательством является американская линия, законченная в 1912 г. и носящая заголовок: «Из Нью-Йорка на остров Кубу без пересадки!» Взгляните на прилагаемую карту (рис. 16). Из Нью-Iорка вас мчит экспресс в городок Миами на оконечность Флориды; отсюда поезд выходит - прямо в море! От Флориды на запад тянется цепь коралловых островков; крайний из них - Кей-Вест - служит теперь модным курортом миллиардеров. Один из них, недавно умерший "масляный король" Феглер, задумал и осуществил постройку железной дороги по морю. Из Миами (рис. 15) в Кей-Вест 248 километр., из них 70 километр. проходят по 47 островкам, а остальные 178 километров по морю. Это грандиозное предприятие было выполнено замечательно быстро и изящно. Строителям "моста" (на самом деле, ряда мостов) пришлось учитывать высоту волн, глубину моря, силу ветра, характер и влияние течений... Нередко штормы причиняли крупные повреждения: то уносились массы материала в море, то терпели аварии суда, на которых имели постоянное пребывание рабочие. Кроме того, условия пароходства не позволяли воздвигать постоянный барьер, отделяющий Атлантический океан от Мексиканского залива; поэтому три моста устроены подъёмные. В январе 1912 года первый экспресс помчался по волнам (рис. 14), насмехаясь над штормом и аллигаторами, населяющими эти воды... Из Кей-Веста поезд въезжает на пароход и достигает Гаванны, столицы о. Кубы, лежащаго в 140 верстах к югу. Итак, весь путь из Нью-Iорка на Кубу можно свершить, не выходя из вагона...
"Мост через океан. Переезд по мосту в бурю" (рисунок). САСШ. Реальный мост из Майами (от Флориды в Мексиканский залив по цепи мелких островов в Ки-Уэст). Иллюстрация из журнала "Природа и люди" (иллюстрированный журнал науки, искусства и литературы) № 30 от 28 мая 1915 года, стр.477. Иллюстрация к статье В.Р. Мрочека «Мосты прежде и теперь». Текст из № 29 от 21 мая (дословно): Вообще все усилия [в мостостроении] направлены в сторону использования материала и самой природы. Лучшим и красноречивым доказательством является американская линия, законченная в 1912 г. и носящая заголовок: «Из Нью-Йорка на остров Кубу без пересадки!» Взгляните на прилагаемую карту (рис. 16). Из Нью-Iорка вас мчит экспресс в городок Миами на оконечность Флориды; отсюда поезд выходит - прямо в море! От Флориды на запад тянется цепь коралловых островков; крайний из них - Кей-Вест - служит теперь модным курортом миллиардеров. Один из них, недавно умерший "масляный король" Феглер, задумал и осуществил постройку железной дороги по морю. Из Миами (рис. 15) в Кей-Вест 248 километр., из них 70 километр. проходят по 47 островкам, а остальные 178 километров по морю. Это грандиозное предприятие было выполнено замечательно быстро и изящно. Строителям "моста" (на самом деле, ряда мостов) пришлось учитывать высоту волн, глубину моря, силу ветра, характер и влияние течений... Нередко штормы причиняли крупные повреждения: то уносились массы материала в море, то терпели аварии суда, на которых имели постоянное пребывание рабочие. Кроме того, условия пароходства не позволяли воздвигать постоянный барьер, отделяющий Атлантический океан от Мексиканского залива; поэтому три моста устроены подъёмные. В январе 1912 года первый экспресс помчался по волнам (рис. 14), насмехаясь над штормом и аллигаторами, населяющими эти воды... Из Кей-Веста поезд въезжает на пароход и достигает Гаванны, столицы о. Кубы, лежащаго в 140 верстах к югу. Итак, весь путь из Нью-Iорка на Кубу можно свершить, не выходя из вагона...

Эскадра Патрико Монтихо благополучно прибыла на Кубу, по пути наблюдая поезд идущий по морю от Флориды до островов Кей-Веста. Но ей было не до поездов. Во-первых американские эскадры, то одна, то вторая сновали вокруг, во-вторых достигнув Гаваны Монтихо понял, что не смотря на обилие в городе рома и девочек базироваться четырем броненосным кораблям, семи бронепалубным и двум миноносцам здесь попросту негде. Пришлось ему отправить отряд в шесть бронепалубных крейсеров, под командованием своего старшего флагмана практической эскадры Арсенио Линареса в Сантьяго де Куба.

Ушли крейсера: "Арагон", "Бланка", "Буанавентура", "Константа", "Пенинсула" и "Резолюшн".

Кондрат получил донесение о данном недоразумении и осознавал, что разделение флота, и без того не многочисленного, ни к чему хорошему не приведет. Нужны были корабли не большие, но, в то же время способные противостоять флоту американцев. Он каждый день посещал, как технический департамент и задергал Исака Паскаля, так и чертежные мастерские.

Уже только в августе, когда на Кондрата ополчился не только премьер-министр Кановас де Кастильо, но и вся пресса, граждане, оба адмирала флота, он наконец то получил донесение, что котлы с принудительной тягой можно устанавливать на новые строящиеся корабли для флота. Новые котлы были на 10 процентов меньше размером, но дымили на 20 процентов больше, стоили на столько же дороже, а также были склонны вызывать вибрации корпуса. Но вместе с котлами конструктора разработали и конструкцию нового броненосца, хотя у Испании ни одного еще не строилось.

Первым делом, решил Кондрат, выполнить обещание для премьер-министра и разработать проект модернизации основного бронепалубного крейсера Испанского флота "Дон Антонио де Улоа". Его водоизмещение составляло 2716 тонн, стоимость 1770406 доуро. Сперва были убраны, на пробной модели, все надстройки, орудия не главного калибра, трубы, пара бортовых аппарата, для самодвижущихся мин (пара осталась). Свободный вес составил 562 тонны. Увеличена скорость до 18 узлов, добавлены переборки и улучшены условия обитания команды, до стандартного. Орудия главного калибра в 7,2-дм, в целях унификации с броненосными крейсерами, было решено рассверлить до 7,3-дюйма, но использовать более легкий снаряд весом в 90-кг (для бронебойного). Удалось сэкономить 100 тонн, на уменьшении боезапаса торпед на борту.

Модернизированный "Дон Антонио да Улоа - 2" в первоначальном проекте.
Модернизированный "Дон Антонио да Улоа - 2" в первоначальном проекте.

"Мы же не японцы какие-то, чтобы как сельди в банке находиться", - решил морской министр.

Добавление новых котлов с тягой повышало, не только дальность плавания на 1000 километров, но и вес на 23 тонны, а стоимость крейсера увеличивалась на 118 тысяч доуро, или 6,7 процента.

"Но если поставить новые котлы, а угля положить поменьше, - подсказал Паскаль, - то цена то крейсера возрастет, но 68 тонн мы выигрываем".

Но, в процессе споров и переговоров было решено, четыре башни с 7,3-дм (18,5-см) орудиями оставить, а в качестве среднего установить восемь 4,7-дм (12-см) орудий.

Были не только добавлены новые котлы, что позволяло вдвое сократить число труб, но и добавить переборок и улучшить обитаемость. Броня борта в 2-дм простиралась везде, палуба была толщиной 1,5-дм, даже надстройки выполнялись из плит компаунд брони толщиной 2-дм.

Бронепалубный крейсер "Дон Антонио де Улоа - 2"
Бронепалубный крейсер "Дон Антонио де Улоа - 2"

Цена крейсера возросла, но, проект того стоил. Модернизация 17 крейсеров обойдется казне в 2,765 миллиона доуро на протяжении четырех месяцев. Дон Кондрасиас приказал модернизацию провести.