Поезд притормаживал, еще несколько минут, и Тамара – на вокзале. Вокзал – это громко сказано. Его заменяет небольшое здание с огромной вывеской на фронтоне «Морозовка». Когда она сошла на платформу, было уже около десяти часов вечера.
Над станцией и над поселком, который располагался в пятистах метрах от того места, где она находится, светила полная луна. Вдалеке горели фонари, поэтому особого страха от того, что встретятся на пути бродячие собаки, не испытывала. Вокруг было тихо, прохладно, впереди, на земле, лежали длинные тени. Слышно было, как где-то далеко кричали лягушки. Во всех запахах, доносившихся со стороны поселка, чувствовался аромат цветущих деревьев. Май, милый май. Дышалось глубоко и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, стоящими вдоль тропинки, в полях и лесах, развернулась своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, недоступная человеческому взгляду.
Тамаре уже двадцать восемь лет. С восемнадцати лет она грезила свадьбой, мечтала о замужестве, едва только начав встречаться с парнем. И теперь, наконец-то, как ей казалось, она стала настоящей невестой. Андрей, любимый Андрей, пусть судачат подруги и говорит мама, что жизни не будет, потому что он младше ее на пять лет. Он женщине нравился, и тот день, когда он предложил ей выйти за него замуж, не забудет, потому что это было первое предложение руки и сердца в ее жизни. Раньше она встречалась со многими парнями, но никто не решился на столь ответственный шаг – связать себя узами брака.
Вечером, после работы, он, как всегда, встречал ее у проходной. Вначале Тамаре показалось странным, что Андрей предлагает ей прокатиться на речном трамвайчике после рабочего дня. Но она уже привыкла доверяться ему во всем, охотно согласилась. И вот, в затоне, где маленький пароходик сбавляет ход, вдруг раздался в динамиках торжественный марш. Андрей предстал перед ней в полной выправке, затем, когда звуки музыки стали чуть тише, он опустился на одно колено и надел на палец золотое колечко. Это было так романтично. Свадьба уже назначена на 12 августа, ей так не хотелось расставаться с любимым, но женщине предстояла сложная неделя: уход за больной бабушкой. У мамы пока такой возможности нет, а Тамаре дали отпуск безо всякого.
Вот она стоит на крыльце небольшого кирпичного дома, во всех окнах которого горит свет. Знает, что ее там ждут, но ей так не хочется расставаться с мыслями об Андрее. В приоткрытую дверь увидела пожилую женщину, сидевшую за столом. Тамара втащила свой объемный чемодан, в котором находились не только ее вещи, но подарки бабушке и необходимые лекарства при ее заболевании. Каково же было ее удивление, когда бабушка, которая должна лежать в постели, не поднимаясь, вышла ей навстречу в полном здравии. Поцелуи, обнимашки, и вот они втроем сидят за столом.
- Вот, Сергеевна, это моя внучка Тамара. Я тебе уже рассказывала, что никак у нее не получается с личной жизнью. Все не те мужчины ей попадаются, а уж скоро тридцать, не хочется помирать, не увидев ее счастливой. – Тамара чувствовала себя посторонней за этим столом. Две старушки вели разговор о ее судьбе, а она не понимала, к чему весь этот спектакль. Неужели мама тоже была в сговоре, и отправила ее сюда с какой-то определенной целью, а не побыть около постели с родным человеком.
В конце концов женщина поняла свою роль в представлении. У Сергеевны есть внук, который приехал погостить к ней. У него не все в порядке с личной жизнью: брак его распался после двух лет, не выдержал испытание разлукой. Он капитан на речном судне. Рейсы непродолжительные, но жене удалось завести роман на стороне. Пока его лайнер в ремонте, у него появилась возможность навестить свою бабушку и немножко зализать душевные раны. Завтра, старушка пообещала, они с Тамарой придут к ним с визитом. Все это время женщина молчала, в голове у нее не укладывалось, почему за нее решают судьбу, не поинтересовавшись ее мнением. Было одно желание: пока чемодан не разобран, бежать на станцию. Но… в обратный путь билет уже куплен, и вряд ли, когда начинается отпускной сезон, ей подвернется удача. Придется подыграть старушкам.
Провалявшись до обеда в постели, не изменяя своим городским привычкам в выходной день, слонялась по дому, не находя применение своим рукам. Даже пылинки ни одной нигде не видела, не то, что паутинки. Скучно: сканвордов не купила. В телефоне играть, посчитала для себя несолидным занятием, да и вообще, она приехала сюда, чтобы повидаться с бабушкой. Все ее подружки, с которыми дружила, пока жила на каникулах у бабушки, скорей всего разъехались, поди, дети уже.
За огородом зеленел луг, уже кое-где виднелись полевые цветы, и ей так захотелось погулять по молодой зеленой травке, погрузиться в воспоминания о любимом, потому что только они грели ее душу.
Сообщив бабушке о своем намерении прогуляться, направилась прямо через огород по меже между грядками. Вот это настоящий рай! Легкий ветерок, едва касаясь ее волос, напевает какую-то свою мелодию, всякие жучки в траве как будто в такт издают свои звуки…Как завороженная, уселась Тамара на траву, не опасаясь, что на брюках останутся пятна от зелени, погрузилась полностью в воображаемый таинственный мир природы. Неудивительно, что не услышала приближающихся шагов, потому что душа ее летала там высоко, под облаками.
- Могу я нарушить одиночество такой прекрасной женщины? – послышалось у Тамары за спиной. Оглянулась, боже мой, так это Эдик, друг ее детства. Тамара вскочила и бросилась на шею тому, кому когда-то, чуть было, не отдала свою честь и гордость. Их встреча была настолько неожиданной, что молодые люди не могли поверить, что через десять лет они увиделись. Именно с Эдика началось непреодолимое желание выйти замуж. Постепенно боль расставания утихла, она уже была готова к другим отношениям. И воспоминания полились рекой, пока Эдуард не вспомнил, что его бабуля устраивает смотрины, на ужин придет ее знакомая с внучкой, которая хочет замуж, но ее никто не берет:
- Ты представляешь, что на уме у старух. Возвращаемся на несколько веков назад, сами-то, поди, по любви замуж выходили, а тут решили свести своих внуков, только для чего, непонятно? – Эдик поразил ее этой новостью. И тут до нее дошло, что сидела за столом баба Тоня, а она та невеста, о которой так нелестно отозвался друг. Друзья расстались, но Тамара твердо решила, что она туда ни ногой. И как в детстве, когда ее бабушка что-нибудь заставляла делать, девочка увиливала и пряталась в сарае под верстаком. Сейчас она туда не залезет, слишком низкий, все равно найдет укромное место и затаится. Около часа ей пришлось прятаться, пока бабуля ее кликала по лугу, по огороду, по двору. Когда все утихло, женщина вышла из своего укрытия и увидела бабушку, сидевшую на крыльце.
И рассказала ей о причине, заставившей ее так поступить. Нет, она ничего плохого не хочет сказать об Эдике, может, сейчас он и стал хорошим человеком, но десять лет назад оказался подлецом. Он же прекрасно видел, что Тамара за ним бродила, как тень, она призналась ему в любви. Появились мечты о замужестве после первого поцелуя. А потом он выставил на смех все чувства девушки вплоть до того, что хотел поспорить, что, если он прикажет, Тамара поползет за ним. Трудно женщине вспоминать эту историю, она уже вычеркнула эту страницу из своей жизни.
- Тома, а посмотри, на вид какой благородный, правильный, я, было, решила про себя: «вот бы Тамаре такого мужа». А он оказался с гнилью в груди. Прости, внученька. Нам, старухам, делать нечего, вот и придумываем невесть что. Правильно поступила, такой нам не нужен.