Нейропластичность - не просто умопомрачительная выдумка природы, это ее коронный трюк, благодаря которому у нас есть память, гибкий интеллект, определенный уровень культуры.
В биологии нет ничего более прекрасного, чем пластичность мозга.
Главные особенности этого явления можно выделить в виде 7 принципов:
- Отражай реальность (всякий мозг подстраивается под подступающие в него входные данные)
- Не пренебрегай (мозг умеет пустить в дело любые поступившие данные из вне и важно это использовать)
- Задействуй любые органы (мозг обучается управлять вверенным ему телом, как бы оно не было устроено)
- Сохраняйте ценное (мозг распределяет свои ресурсы, сообразуясь с актуальностью)
- Изолируй стабильные данные (в зависимости от характера входных данных одни части мозга проявляют больше гибкости, чем другие)
- Конкурируй (пластичность мозга есть результат борьбы компонентов системы за выживание)
- Следуй за фактами ( мозг выстраивает внутреннюю модель реальности, и, обнаружив, что его предсказания не сбылись, тотчас же перестраивается)
Движение пальцев и кистей увеличивает приток крови в моторную и сенсорную области коры более чем на 10 %. Это стимулирует головной мозг и препятствует когнитивным расстройствам.
Нейропедагогический подход — это использование знаний неврологии, психофизиологии, мозговой организации психических процессов в обучении и развитии детей. Учение и познание — это естественные механизмы развития мозга. Человек стремится к познанию, и педагогика должна создавать среду для удовлетворения этой потребности.Опора на прежний опыт — врожденное качество мозга. Человеческий мозг функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией. Понимание и осмысление происходит тогда, когда мозг находит опору в имеющихся знаниях и представлениях, которые нужно постоянно актуализировать в процессе обучения (Выготский Л.С. Концепция зоны актуального и ближайшего развития).
Пирамида Вильямса и Шеленбергера наглядно иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, его интеллект, поведение, речь зависит от нижних этажей и особенно от фундамента — нервной системы.
Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования.
Однако не только тело нуждается в «разогреве», но мозг нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе.
Существует так называемая «Гимнастика мозга», которую в 1970-х годах разработал американский доктор Пол Деннисон. Он разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы.
Эти упражнения пробуждают систему «интеллект-тело» и приводят её в готовность к обучению.
Гимнастика активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью.
Огромная ее польза и привлекательность которой состоит в простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает.
Главная идея такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.
Физическое и двигательное развитие ребенка идет параллельно с психическим и умственным развитием.
Основные требование к выполнению - системный подход и от простого к сложному.