Найти тему
Настя читает

Герой своего времени или просто раздолбай?

В своем автобиографическом и ставшем уже классикой американской литературы 20 века романе «В дороге» (или «На дороге», как вам больше нравится) Джек Керуак описывает странствия главного героя Сала Парадайза (альтер-эго самого писателя) по США, а затем и Мексике.

Возможно, в наши дни персонажи могли бы провести одно из своих путешествий в подобном автомобиле. Было интересно гуглить упоминаемые в книге средства передвижения и любоваться этими легендами.
Возможно, в наши дни персонажи могли бы провести одно из своих путешествий в подобном автомобиле. Было интересно гуглить упоминаемые в книге средства передвижения и любоваться этими легендами.

Причиной странствий рассказчика почти всегда является один и тот же человек, Дин Мориарти, личность которого романтизируется и практически возводится в культ святых. У Дина Мориарти, как и у всех персонажей романа, есть реальный прототип — Нил Кэссиди. Вот о нем я бы и хотела поразмышлять, потому что я была очень удивлена, когда прочитала о нем побольше.

Нил Кэссиди (слева) и Джек Керуак (справа).
Нил Кэссиди (слева) и Джек Керуак (справа).

Что именно меня удивляет? Феномен его популярности. Он считается всемирно известным прототипом и музой писателей-битников и музыкантов. Сам он тоже понемногу пытался писать, но это не было что-то значительное, так что известен он сейчас точно не этим.

Что мы знаем об этом человеке? Нил начал свою криминальную деятельность в юном возрасте, поэтому немаленькую часть своей жизни он провел в различных исправительных учреждениях. Когда я читаю о его приключениях, создается ощущение, что этот человек никогда не сидел на одном месте, не мог долго оставаться с одними людьми. Он постоянно срывался с места, много раз был женат. Нил умер в возрасте 41 года, и даже в его смерти есть элемент путешествия — его нашли в коме возле железнодорожных путей в Мексике, одетого слишком легко для стоящей в ту ночь погоды. Его доставили в больницу, но он скончался несколько часов спустя.

Магшот Нила.
Магшот Нила.

Так, образ человека, который бесконечно слонялся по стране, баловался запрещенными веществами (даже его смерть предположительно связана именно с ними), мог бросить своих жен или друзей в трудной ситуации (например, эпизод в Мексике из романа «В дороге»), спустя полвека представлен во множестве литературных произведений разных авторов, музыкальных композициях, как его времени, так и нашего, в фильмах, сериалах, а также сохранено множество его писем. Меня удивляет, как сильно он вдохновлял людей и какое мощное впечатление производил. Или ему просто повезло, что его друзьями стали будущие всемирно известные писатели бит-поколения, которые не выдумывали сюжеты про фантастических эльфов, а писали о реальной жизни и реальных людях?

Я ни в коем случае не пытаюсь выставить себя здесь экспертом. Просто размышляю о причинах такой популярности парня, который, видимо, был не просто угонщиком машин, выпивохой, наркоманом, многоженцем, бродягой и безбашенным раздолбаем (таких людей хоть пруд пруди, а фильмы про каждого из них не снимают и книги не пишут), но и философом, ценителем свободы, искателем прекрасного, человеком, который жил одним днем и впитывал в себя все краски окружающего мира. Жена Нила Кэролайн говорила о нем следующее:

Нил <...> был полон решимости добиться большего от себя, чтобы стать кем-то достойным и уважаемым. Его гениальный ум впитывал каждую книгу, которую мог найти, будь то литература, философия или наука. У Джека было формальное образование, которому Нил завидовал, но интеллектуально он был более чем ровней Джеку, и они наслаждались долгими дискуссиями по каждому предмету.

Возможно, Керуак романтизирует образ Нила в своем романе, но у персонажа Дина встречаются восторженные реплики подобного рода:

Все это так удивительно! Зачем еще что-то делать! Только идем помедленней — надо все увидеть. Смотри!

И к тому же еще солнце! Ты хоть просек, Сал, какое в Мексике солнце? От него просто чумеешь. У-уухх! Хочется ехать и ехать — дорога сама везет!

Звучит очень романтично. Парень просто наслаждается жизнью. В общем, спустя полвека после смерти этого человека им вдруг заинтересовалась какая-то Настя из России и готова чуть ли не исследовательскую работу проводить (что наверняка до меня уже многие сделали). Теперь мне любопытно посмотреть, как его образ передан в произведениях других авторов.

Кстати, роман «В дороге» уже давненько стоял в моем книжном шкафу, но мне наконец захотелось прочитать его после просмотра фильма «Убей своих любимых» (2013), биографической драме, главными героями которой являются представители бит-поколения Аллен Гинзберг, Люсьен Карр, Уильям Берроуз и, конечно, Джек Керуак. За жизнью таких людей наблюдать очень интересно, но оказаться в их компании в реальной жизни может быть даже опасно, так что мне бы не хотелось :) Фильм привлекает атмосферой американских университетов 40-годов и историей о жизни парней, которые находятся в начале своего творческого пути и ищут способы самовыражения. Не сомневаюсь, что там есть биографические неточности, это уже отдельный вопрос. Главное, этот фильм вызвал у меня интерес побольше узнать про тот период американской истории и об этих авторах.

Поделитесь, что думаете о моих размышлениях. Может, я в чем-то не права, выставляю Нила Кэссиди в нелицеприятном или, наоборот, слишком романтизированном свете? Что вы читали у битников и посоветуете для дальнейшего погружения в тему?