«…Ибо знаю наверняка, никто в здравом уме эту нашу работу не сможет осудить, кроме тех, кто сам охвачен глубоким невежеством. Но с другой стороны, те, кому свойственно пренебрегать мудростью, а не учиться, пусть не желают и не стремятся проникнуть в нашу тайну». (Иоганн Тритемий. «Стеганография»)
«Стеганография» - сочинение Иоганна Тритемия (1462-1516), не менее загадочное, чем судьба самого автора. В 1480 г. юный Иоганн Хайденберг поступил в Гейдельбергский университет, где входил в тайное общество «Sodalitas Celtica» («Кельтское братство»), занимавшееся изучением астрологии, нумерологии, философии, а также пифагорейской математики и языков. Иоганн взял себе псевдоним Тритемий, что являлось латинизированной формой названия его родного города – Триттенхайм.
Священник-оккультист
Возглавляли общество преподаватели университета Иоганн Дальберг, который звался Иоганном Камерариусом, и историк и философ Релоф Гюисманн, назвавшийся Рудольфом Агриколой (1443-1485).
Как-то раз в 1482 г. двадцатилетнего Иоганна застала по пути домой снежная буря, вынудив его укрыться в бенедиктинском монастыре Св. Мартина в Спонхайме. Там молодому человеку так понравилось, что он решил стать монахом, а уже в 1483 г. его, учитывая прекрасное по тем временам образование, избрали аббатом… В 1506 г. Тритемий возглавил аббатство Св. Иакова в Вюрцбурге. На собственные средства он пополнял библиотеку аббатства, и вскоре она стала богатейшей в Германии.
Тритемий в совершенстве знал несколько восточных языков, в том числе и древнееврейский, поддерживал контакты со многими теологами, каббалистами и алхимиками. Несмотря на духовное звание, он куда более религии увлекался историей, философией, криптографией, а также оккультизмом и магией… Впрочем, это вовсе не было редкостью среди средневековых священнослужителей, и духовные власти смотрели на это сквозь пальцы.
Метод словесного кодирования
Аббат считал, что ему удалось овладеть искусством внушать свою волю другим людям посредством некоего специального языка, созданного на основе лингвистики, математики, каббалистики и парапсихологии. Этот язык Тритемий нарек стеганографией (в переводе – «тайнописью»). Его теория была изложена в книге под названием «Стеганография, то есть Истинное искусство открывать при помощи тайнописи побуждения своей души далеким людям».
«В своей книге я расскажу о способах, которыми я смогу точно и надежным образом передать свою волю любому, кто постигнет смысл моей науки, как бы далеко он ни находился от меня, пусть даже за сто верст, - сообщает Тритемий в одном из писем к своему другу Арнольду Бостиусу. - И при этом никто не заподозрит, будто я пользовался какими-либо знаками, фигурами или буквами. А если я воспользуюсь услугами гонца, и этого гонца перехватят в пути, никакие мольбы, угрозы, посулы и даже пытки не принудят этого гонца открыть секрет, потому что он ничего о нем не будет знать. Вот почему ни один человек не сумеет открыть тайну. И все эти вещи при желании я смогу с легкостью проделывать, и, не прибегая ни к чьей помощи и не посылая гонца. Даже узнику, заточенному в глубоком подземелье и находящемуся под неусыпной охраной, я способен передать свою волю».
Говоря современным языком, Тритемий изобрел метод словесного воздействия на подсознание при помощи кодовых фраз. Если послание передавалось через третье лицо, то это лицо не могло разгласить секрет передаваемой информации, так как он был доступен лишь «получателю». В сущности, все это было очень похоже на метод НЛП - нейролингвистического программирования.
Помимо методики внушения, в книгах «Полиграфия» (1518) и «Стеганография» Тритемий также излагает свой метод шифрования. Шифр Тритемия представляет собой таблицу, в которой первая буква текста шифруется по первой строке, вторая буква – по второй, и так далее, а когда используется последняя строка, следует вновь вернуться к первой… В «Стеганографии» автор предлагает использовать шифр «Аве Мария», а также шифр, в котором буквы в первой строке должны расставляться в произвольном порядке, а в последующих строках сохраняется принцип циклического сдвига.
Кроме того, Тритемий прибегает к двоичному кодированию букв алфавита. В «Стеганографии» он также широко использует планетарные символы, рассуждает об астрологии и движении планет, предлагая использовать для работы с информацией астрологические расчеты: «И до тех пор, пока не будут тщательно опробованы все эти операции, и пока не будут точно известны значения движений планет, возможно совершить серьезные ошибки, и трудно будет избежать надвигающейся опасности».
Преследование святой инквизиции
«Стеганография», которая состояла из трех частей, была написана Тритемием в 1499 г. (третья часть так и не была завершена), но увидела свет лишь в 1606 г., девяносто лет спустя после кончины автора. Тем не менее, уже в 1609 г. Конгрегация святой инквизиции внесла ее в «Индекс запрещенных книг», обвинив автора в занятиях черной магией и демонологией – ведь там упоминалось о неких «Семи благих духах», которые якобы и помогают передавать мысли на расстоянии…
Еще в начале XVI столетия, когда «списки» манускрипта стали ходить по рукам, Тритемия лишили должности аббата, изгнали из обители, и он лишь чудом избежал сожжения на костре… Сама же рукопись была сожжена по приказу управителя Рейнской области, графа Электора Филиппа. Прочтя ее, тот оказался достаточно умен, чтобы предвидеть дальнейшие последствия: люди того времени были попросту не готовы к тому, чтобы воспринять содержание книги…
Возможно, от более серьезной расправы Тритемия спасло покровительство императора Максимилиана I (1459-1519), с которым он имел общие научные интересы и состоял в переписке. Легенда гласит, что как-то раз Тритемий вызвал для императора дух его покойной супруги Марии Бургундской, которую тот узнал по характерному родимому пятну на шее…
С благословения Высших…
На сегодняшний день, увы, не сохранилось ни одного полного экземпляра «Стеганографии». Даже в издание 1606 г. вошли лишь отдельные фрагменты рукописи, составлявшие примерно четверть ее первоначального объема. Правда, в 1610 г. во Франкфурте Матиасом Бекером было выпущено еще одно издание, в сильно сокращенном виде, причем с пометкой «с благословения и позволения Высших». До сих пор неизвестно, кто инициировал выпуск книги… Может, «тайное правительство», которое якобы управляет миром и стоит намного выше любой духовной или светской власти?
Любопытно, что книга была снабжена следующим предисловием: «Но, возможно, кто-нибудь пожелает возразить, спросив: если ты хочешь, чтобы эта наука оставалась тайной, зачем же ты открываешь смысл этих писем? Я отвечу: я сделал это для того, чтобы дать возможность воспользоваться этими великолепными законами определенным группам лиц, к которым принадлежу и сам, чтобы помочь им избежать многочисленных опасностей и уберечь от несчастных случаев».
Еще одно переиздание было осуществлено в 1621 г. Но почему-то уже без предисловия. Сегодня копии этих изданий можно встретить в различных библиотеках. Но, чтобы понять содержание текстов, требуется ключ, которого в руках у исследователей нет… Есть предположение, что для использования «метода Тритемия» необходим особый прибор наподобие радиопередатчика. Но откуда и у кого такой прибор мог взяться в XVI столетии? Может, опять же у какой-то тайной организации?
Так или иначе, «Стеганография» остается книгой-загадкой, книгой-ребусом, который полностью, возможно, никогда не будет разгадан. А следовательно, не будет найден и ключ к управлению человечеством, который обещал нам один из самых поразительных средневековых мыслителей…
Из книги Ирины Шлионской
"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"
Публикуется с разрешения автора