«Доведут нас бабы до цугундера», - эти слова Горбатого из многосерийного художественного фильма «Место встречи изменить нельзя», как нельзя лучше подошли бы эпиграфом к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Яростно и стойко читал сей огромнейший роман, проявив всю несгибаемость своей воли. И что я узнал?
У помещика - три сына (вспоминаем «Конёк – Горбунок, здесь я писал о нём») и немного переиначиваем строки. Младший – умный был детина, средний был и так и сяк, старший – вовсе был дурак. Отец – Фёдор Павлович Карамазов не поделил со своим младшим сыном Дмитрием Федоровичем Карамазовым любовь к дворовой девке Грушеньке. У Дмитрия возникает большая неприязнь к отцу. Поэтому, когда отца – помещика убивает его же лакей с целью ограбления, всё подозрение подает на Дмитрия. Его судят, признают виновным в отцеубийстве. У среднего сына Ивана изначально с головой было неладно, в конце романа, после суда над Дмитрием, он сошел с ума. Младший сын, попав под влияние старца Зосимы, проживал в монастыре среди монашеской братии, затем, по настоянию старца, покинул монастырь. Вот и весь сюжет. В целом, довольно странное произведение. В нем сошлись и русские православные традиции в лице Алёши, и европейские ценности сошедшего с ума Ивана, и разнузданная русская пьяная удаль Дмитрия.
Надо сказать, что в отличие от других произведений Ф.М. Достоевского, роман «Братья Карамазовы» читается легко, имеет стройный, местами, захватывающий сюжет. Однако, я не встретил россыпь гениальных философских и провидческих рассуждений автора. Возможно, Достоевский не успел их написать, роман считается незавершенным. Пожалуй, только одна тема, затронутая в романе, для меня оказалась неожиданной. Достоевский пишет:
«Отцы монахи, зачем поститесь? Зачем вы ждете за это себе награды на небеси? Так ведь из-за этакой награды и я пойду поститься! Нет, монах святой, ты будь-ка добродетелен в жизни, принеси пользу обществу, не заключаясь в монастыре на готовые хлеба и не ожидая награды там наверху, – так это-то потруднее будет. Я тоже ведь, отец игумен, умею складно сказать. Что у них тут наготовлено? – подошел он к столу. – Портвейн старый Фактори117, медок разлива братьев Елисеевых118, ай да отцы! Не похоже ведь на пескариков. Ишь бутылочек-то отцы наставили, хе-хе-хе! А кто это всё доставлял сюда? Это мужик русский, труженик, своими мозольными руками заработанный грош сюда несет, отрывая его от семейства и от нужд государственных! Ведь вы, отцы святые, народ сосете!».
Мне сразу вспомнилось богоборчество Советской власти. И то, как Никита Сергеевич Хрущев, лидер Советского Союза, обещал вскорости показать последнего попа по телевизору. Я не готов рассуждать на тему «полезности» монашества, но согласитесь, вопрос довольно неожиданный?
Вообще, цензура 19-го века не пропустила часть романа, где старец Зосима рассуждает на тему православия. Причина запрета – «мистически-социального учения, несогласного с духом учения православной веры и церкви и существующим порядком государственной и общественной жизни».
Есть мнение, что в сыновьях Карамазова Достоевский описывал собственный мир. Свою буйную жизнь с влюблённостями, игрой, азартом Фёдор Михайлович вложил в младшего брата Дмитрия. Поиски европейских ценностей, применимых к России, а затем и отрицание их, автор отразил в жизни среднего брата, явного европейца. Обретение духовности, как собственное спасение и спасение России заключено в жизни старшего брата Алёши. По роману, только Алёша остается проводником чистоты помыслов и желаний в романе.
Повторюсь, роман сложный и противоречивый. Иногда приходилось, буквально, продираться сквозь отступления и рассуждения героев романа. Признаюсь, иногда хотелось бросить читать. В наш стремительный век такие «распластанные» произведения трудно читать. Кроме того, роман предполагается читать маленькими порциями, не спеша, постоянно обдумывая прочитанное. Да где ж взять столько времени?! Кроме того, как и все произведения Ф.М. Достоевского, роман «Братья Карамазовы» интересен последующим анализом произведения. Сам анализ иногда более интересен, чем роман. Здесь же я описываю свои первые впечатления от прочитанного.
Не могу согласиться с речами прокурора и защитника на судебном процессе по обвинению Дмитрия Карамазова в убийстве отца. Довольно хорошо знаком с речами известных адвокатов 19-го века, могу сказать, что приведённые речи в романе не выдерживают никакой критики с точки зрения юриспруденции и логики. Скорее всего, Достоевский еще раз хотел показать вырождение семьи, гибель вековых Российских устоев.
Уже упоминал о том, что роман считается недописанным. Это чувствуется, не смотря на наличие эпилога. Остаются не ясными судьбы всех братьев. Многое остается недосказанным. Спустя два месяца после написания романа «Братья Карамазовы» Фёдор Михайлович Достоевский уходит в мир иной.
Остается вопрос, рекомендовать ли его к прочтению или нет? Вопрос сложный, ибо чтение произведений Достоевского - большой интеллектуальный труд. Они предназначены не только для прочтения, но и для последующего спокойного размышления, сопоставления времени и рассуждений о нем. Ни в коем случае нельзя подходить к роману «Братья Карамазовы», как рядовому роману для получения наслаждения от прочитанного. И уж тем более, нельзя подходить к нему, как к «чтиву». Если читатель НЕ готов к интеллектуальному труду, то и браться за роман Достоевского не стоит.
В 1968 году гениальным советским режиссером Иваном Пырьевым была осуществлена экранизация романа Достоевского «Братья Карамазовы.». Эта была последняя работа режиссёра, незадолго до окончания съёмок И. Пырьев скончался и работу над трёх серийным фильмом уже заканчивали исполнители главных ролей Кирилл Лавров (роль Ивана Карамазова) и Михаил Ульянов (роль Дмитрия Карамазова). В фильме также снимались Андрей Мягков (Алёша Карамазов), третья жена режиссера Пырьева Лионелла Пырьева (роль Грушеньки), Светлана Коркошко (роль Екатерины Ивановны), Марк Прудкин (роль отца Фёдора Карамазова), который блистательно исполнил роль князя в телеспектакле по повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон» (здесь я писал об этой повести). Гениальный режиссер, великолепные, прославленные актеры, но… С одной стороны, нет – нет, да и проглянут уши идеологии того времени, с другой стороны, игра актёров получилась какая-то резкая, гротескная. Угадывался стиль режиссера Ивана Пырьева, характерный для его других картин, таких как «Кубанские казаки», «Трактористы» и другие.
Народный артист СССР Михаил Ульянов, больше известный своими ролями жестких, сильных, руководителей, таких, как Г.К.Жуков, председатель колхоза Егор Трубников и др. явно не вписывался в роль Дмитрия Карамазова, которым вертят и помыкают героини фильма «Братья Карамазовы» Фильм замечательный, но какой-то крикливый, дёрганый.
Иное дело двенадцати серийный фильм «Братья Карамазовы», снятый режиссером Юрием Мороз в 2009 году.
В целом, фильм добротный, актеры играют хорошо, в то же время без надрыва. Дмитрий Карамазов показан более мягкий, именно такой может страдать от любви к одной, потом к другой Женщине. Роль Дмитрия прекрасно сыграл Сергей Горобченко.
Эмоции страдания, метания переданы великолепно. Конечно, не обошлось без ляпов. В каждой серии заставкой показан этап осужденных на каторгу. Каторжане, среди которых Дмитрий Карамазов, бредут в абсолютно новеньких, выглаженных шинельках без единого пятнышка. Конвой останавливается, Иван Карамазов подходит к осужденному Дмитрию, молча обнимаются. При этом, бросается в глаза ухоженное лицо каторжника, чистые волосы и идеально подбритые усы. Будто бы Д.Карамазов на каторге из барбешопа не вылезал. Но в целом фильм очень хороший. Тут я бы хотел приписать фразу «рекомендую посмотреть». НО. Прелесть книги заключается в том, что читая, улавливаешь каждую мысль. В фильме же, порой за картинкой проходят не замеченные многие сказанные мысли, фразы. Размышления над книгой более глубокие, чем над фильмом. В этом, пожалуй, основная ценность книги.
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал