Источник: ФАКТЫ ПЛЮС
По мнению многих современных историков, книга «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына — это большая ложь. Искажая историю великой страны, автор как бы призывает нас постоянно каяться за «преступления сталинского режима».
Но в эпохальном произведении Александра Исаевича есть и неправда прямого действия, которая привела к трагической гибели вполне конкретного хорошего человека.
Как Макеев оказался в лагере
В 1941 году 28-летний учитель географии Алексей Филиппович Макеев на поезде возвращался к семье в город Куйбышев. Он ехал с линии фронта — из-под Ельни, где вместе с учениками участвовал в рытье окопов и возведении фортификационных сооружений.
Когда кто-то из попутчиков поинтересовался у Макеева обстановкой на фронте, географ простодушно изложил своё видение, которое сводилось к тому, что у немцев армия организована лучше, и потому они наступают.
А ещё в дороге была выпивка. Когда, захмелев, стали травить анекдоты, Макеев вспомнил такой:
На берлинский вокзал прибывает поезд. По громкоговорителю объявляют, что стоянка продлится две минуты. Через две минуты — тютелька в тютельку по расписанию — поезд отходит. «Почему такая точность?» — восхищаются пассажиры. «Потому что война» — отвечает кондуктор.
Та же ситуация в СССР. Только после объявления поезд ещё несколько часов стоит у перрона. На возмущение пассажиров нарушением расписания «Потому что война» отвечает уже советский кондуктор.
На станции Сасово Макеева задержали. За антисоветскую агитацию по «политической» 58-ой статье он был осужден на 10 лет лагерей. Уже будучи в лагере, правдоруб Макеев ещё два раза получал новые приговоры.
Среди власовцев и оуновцев
В 1954 году Макеев отбывал наказание в в казахстанском посёлке Кенгир. Кенгирское отделение Степлага состояло из двух мужских лагпунктов и одного женского. От мужских женский лагпункт был отделён высокими стенами и хоздвором.
Костяк заключённых этого лагеря составляли националисты из ОУН (запрещена в России). Среди всех узников их было почти половина. Вторыми по численности среди заключённых Кенгира были «лесные братья» из прибалтийских республик.
Русских было всего около 13 процентов — в основном власовцы. А таких как Макеев, не запятнавших себя коллаборационизмом — вообще чуть ли не единицы.
В этом лагерном отделении содержится особый контингент осужденных за наиболее опасные контрреволюционные преступления.
(Из докладной записки министра внутренних дел С.Н. Круглова и Генерального прокурора СССР Р.А. Руденко в Совет Министров СССР и ЦК КПСС).
О ключевом влиянии националистов на лагерные порядки говорит примечательный факт. По-русски оуновцы не разговаривали. Некоторые действительно не знали русского языка, но многие не пользовались им из принципа. В лагере было несколько десятков иностранцев, которые искренне полагали, что за годы заключения хорошо выучили русский язык. Освободившись же, они были очень удивлены, что их «русский» окружающие не очень-то понимают.
Кенгирское восстание
Весной 1954 года в кенгирском лагере вспыхнуло восстание, ставшее одним из самых масштабных и длительных в истории ГУЛАГа.
В ночь на 15 мая большая группа заключённых попыталась через хоздвор проникнуть в женский лагпункт. Часовой дал по ним автоматную очередь. Погибло 18 человек, 33 были ранены.
После этих событий и поднялось восстание. Представители администрации были вытеснены с территории, заключённые перестали выходить на работу. Женская и мужская часть лагеря объединились. Всего в восстании приняли участие более пяти тысяч человек.
Требования заключённых
Бунтовщики требовали наказания виновных в расстреле, свободного общения мужских и женского лагпунктов, визита в лагерь члена ЦК партии, пересмотра дел и послабления режима содержания.
Заключенные потребовали разрешения свободного общения с женской зоной лагерного отделения, находящейся по соседству. Кроме того, было выдвинуто требование о необходимости сокращения сроков наказания для 25-летников, а также требование, чтобы их направили в порядке колонизации для свободного проживания в местах работы вместе с семьями.
(Из докладной записки министра внутренних дел С.Н. Круглова и Генерального прокурора СССР Р.А. Руденко в Совет Министров СССР и ЦК КПСС).
Лидеры восстания
Большинство источников называют лидерами восстания оуновцев Герша Келлера и Михаила Сороку. Солженицын же в своём «Архипелаге» выводит лидером Капитона Кузнецова.
Как бы там ни было, на всех троих, что называется, клейма негде было ставить. Герш Келлер, будучи евреем, воевал в отрядах УПА. Отличался жестокостью и решительностью — в кенгирский лагерь попал после того, как в предыдущем месте заключения убил повара-стукача.
Михаил Сорока входил в руководство ОУН (запрещена в России). Заключённый Сорока был неисправим — во всех лагерях, в которых ему довелось отбывать наказание, он выступал организатором и лидером националистических структур.
Будучи в душе поэтом, для кенгирского восстания Михаил Сорока сочинил гимн «У гарячих степах Казахстану…». Каждое утро его исполнял хор заключённых. Песня транслировалась по внутреннему лагерному радио.
Что касается личности воспетого Солженицыным Капитона Кузнецова, вот выдержка из справка спецотдела Степного лагеря МВД:
Кузнецов Капитон Иванович, 1913 года рождения, уроженец с. Медяниково Воскресенского района Саратовской области, б/п, образование высшее, работал до 1948 года агрономом райсельхозотдела Ростовской области. Осужден по ст. 58-1«б» УК РСФСР на 25 лет. В мае 1942 года Кузнецов попал в плен; находясь в Перемышленском лагере военнопленных, вступил в связь с зонденфюрером Райтером, по рекомендации которого в октябре 1942 года был назначен на должность коменданта лагеря русских военнопленных. Занимался вербовкой военнопленных для сотрудничества с немцами. Принимал участие в карательных операциях против советских партизан.
Переговорщики и позиция администрации
Для переговоров с администрацией нужны были менее одиозные персонажи. Поэтому была выбрана специальная переговорная комиссия, в состав которой вошёл и обладатель двух высших образований пользующийся авторитетом среди заключённых Алексей Филиппович Макеев. Реальной властью комиссия не обладала — входящие в неё люди призваны были от имени истинных лидеров вести переговоры с администрацией, сделав при этом лицо лагерного протеста более благообразным.
Переговорщики со стороны администрации говорили о готовности удовлетворить большинство требований. Но некоторые, как, например, требование свободного общения мужской и женской зон, выполнению не подлежали.
Администрация категорически отказывала узникам казахстанского степного лагеря в праве следовать данному Всевышним Адаму и Еве наказу «плодится и размножаться».
Кроме того, бунтующие как будто бы сами не очень-то и хотели урегулирования ситуации.
По сообщению с места, массовым неповиновением руководят осужденные оуновцы. Чем больше с ними разговаривают представители лагерной администрации, тем больше они выставляют требований и наглеют.
(Из докладной записки министра внутренних дел С.Н. Круглова и Генерального прокурора СССР Р.А. Руденко в Совет Министров СССР и ЦК КПСС).
Лагерное самоуправление
Заключённые называли свой протест «сабантуем», что в переводе на русский означает «праздник плуга». Самоуправление было хорошо организовано. У восставших появились свои отделы безопасности и пропаганды, сыскное бюро, полицейский участок, тюрьма и радиоузел.
Художники рисовали наглядную агитацию. Рупористы несли свою правду голосом в массы. Листовки распространяли за пределы лагеря при помощи воздушных змеев.
После отключения администрацией электричества заключённые из техотдела построили и запустили небольшую, работающую от водопровода гидроэлектростанцию. Также они собрали собственное радио, альтернативное официальному.
Жизнь кипела — мужская и женская часть лагеря соединились, священники и ксендзы проводили обряды бракосочетаний. Некоторые заключившие брак в лагере пары провели после освобождения вместе всю жизнь.
Тёмная сторона сабантуя
Но у «праздника плуга» сабантуя была и тёмная сторона. В лагере действовали военный отдел и конспирационный центр. В мастерских зоны изготавливалось оружие. Как холодное — топоры, сабли и пики из арматуры, так и огнестрельное, с использованием счищенной со спичек серы.
Среди заключённых лагеря были химики, а в хоздворе можно было обнаружить субстанции, пригодные дя изготовления отравляющих и взрывчатых веществ, чем и занималась входившая в структуру лагерного самоуправления лаборатория.
Многие заключённые лагеря были приговорены к безнадёжным 25 годам. Таким терять было нечего. Отчаявшиеся фактически принуждали других к участию в бунте. Несогласных избивали, помещали в ту же внутрилагерную тюрьму, против суровых условий содержания в которой сами же и протестовали.
Из Акта комиссии МВД СССР:
...в зоне организовано массовое изготовление оружия: ножей, пик, сабель, гранат, мин, пистолетов и т.п., которым вооружаются уголовно-бандитствующий элемент и большое количество заключенных, подпавших под их влияние.
...заключенные, не поддерживающие их незаконные действия, всячески притесняются, подвергаются избиениям, издевательству и под угрозой расправы не выпускаются за зону лагеря.
15 июня с.г. Слученко, заподозрив заключенного Якобсона в намерении выйти за зону, арестовал его, после чего уголовно-бандитствующий элемент и активные оуновцы под руководством Слученкова водили Якобсона по лагерю с доской на груди с надписью «предатель» и, подвергнув его жестокому избиению, водворили в тюрьму. Арестованного ими по таким же мотивам заключенного Карлика также жестоко избили и инсценировали его повешенье.
Поступок Макеева
Если забастовки в качестве способа воздействия на лагерную администрацию Макеев приветствовал, то к надвигающейся перспективе вооружённого противостояния он отнёсся крайне негативно.
Но повлиять на отчаявшихся приговорённых к 25-годам власовцев, жестоких оуновцев и «лесных братьев» Макеев не мог.
Единственное, что мог сделать бывший учитель — попытаться спасти как можно больше людей от вероятной гибели в казавшемся теперь неминуемым кровавом противостоянии с властями. И случай для этого ему предоставился.
В один из дней в начале июня через громкоговорители транслировалось правительственное сообщение об освобождении так называемых «малолеток» — указом Верховного Совета СССР те, кто попали в лагерь в возрасте до 18 лет, подлежали амнистии. Ответственность за вывод этих молодых людей из зоны была возложена администрацией на Макеева.
Учителю удалось собрать и вывести 13 молодых людей. У самой вахты им преградили дорогу вооружённые пиками оуновцы, но напасть не решились. Руководство восстания по понятным причинам было против выхода заключённых из лагеря. Именно поэтому лишь 13 человек из более чем четырёхсот подлежащих освобождению смогли присоединиться к группе — остальным не позволили.
Макеева за вывод «малолеток» из лагеря ждала санкционированная лидерами восстания смерть. Поэтому он, до последнего мгновения опасаясь удара в спину, вышел за территорию вместе с молодыми людьми.
Впоследствии Макеев несколько раз выступил по административному радио, пытаясь отговорить восставших от участия в вооружённом сопротивлении. Он приветствовал только мирный протест.
Подавление восстания
Алексея Филипповича Макеева не послушали, и 26 июня 1954 года, более чем через сорок дней после начала восстания, бунт был жестоко подавлен.
По официальным данным, 46 заключённых погибли, многие были ранены.
В 1993 году бывший заключённый Степлага оуновец Юрий Ференчук создал посвящённую подавлению восстания картину «Кровь Кенгира».
Ференчук и Солженицын утверждают о многих сотнях жертв подавления восстания. Солженицын писал о 700 жертвах и даже указал место, где якобы тайно захоронили 300 погибших. Но эта информация подтверждений не получила даже в 1990-е, когда рассекречивались многие документы и вся страна каялась перед Западом за «преступления прошлого». В указанном Солженицыным месте никаких останков найдено не было.
В свете изложенного поведение Макеева, с риском для жизни пытавшегося избежать кровопролития и выведшего из зоны «малолеток», скорее можно назвать подвигом, чем предательством.
Когда Алексей Макеев покидал зону, нападения со стороны охранявших выход вооружённых пиками националистов не последовало. Но удар в спину всё же случится, только гораздо позже. И получит учитель этот удар не от оуновца, а от великого неполживца — русского писателя Солженицына.
Ложь Солженицына
В «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицын посвятил восстанию 1954 года главу «40 дней Кенгира». Скажем прямо — автор почти все события в своём повествовании, мягко говоря, переиначил.
Во-первых, Солженицын обходит ключевую роль оуновцев в кенгирском восстании. Между тем, националисты до сих пор относят восстание к важному этапу своей борьбы за независимость.
Ниже скрин видео, снятого в 2014 году в одной из школ Львовской области. Ученики проводят мероприятие в честь 60-летнего юбилея кенгирского восстания. Дети из юношеской организации «Юн-Січ» имени Петра Сайгадычного совместно с националистическим женским ансамблем «Берегиня» исполняют сочинённый Сорокой гимн повстанцев Кенгира. В центре у микрофона — ученик 1-го класса Сокальской СШ Святослав Гузар.
Посмотрите на характерную форму одного из школьников — того, что с портретом. Как думаете, где сейчас этот воспитанный в традициях ОУН (запрещена в России) парень? А повзрослевший Святослав Гузар чем сейчас занимается?
На первый план в качестве лидера восстания Солженицын выводит «советского офицера» Капитона Кузнецова. Причём Кузнецов у него вовсе не служивший у немцев предатель. И уж тем более не комендант концлагеря советских военнопленных. А боевой герой-подполковник, вся вина которого была в том, что кто-то из его подчинённых перешёл на западную сторону оккупированного союзными войсками Берлина.
Если судить о восстании по книге Солженицына, то складывается впечатление, что лидер бунтовщиков Кузнецов был невинно осужденным. Да и сами восставшие у Солженицына чуть ли не наполовину состоят из штурмовавших Берлин героев Великой Отечественной. Тоже, небось, осуждённых на долгие срока за мелкие нарушения.
У Солженицына — никаких упоминаний о том, например, что эти «герои» согнали отказавшихся бунтовать Свидетелей Иеговы в крайний барак, что находился рядом с проходной. С одной только целью — чтобы при штурме религиозных пацифистов убили первыми. По Солженицыну же их никуда не сгоняли, а просто заставили мыть посуду в столовой.
Нет у Александра Исаевича и рассказа о том, как оуновцы женщин выставляли вперёд на баррикады в надежде, что в них штурмующие стрелять не будут. Как националисты угрожали поднять «на ножи» тех, кто при штурме не выйдет из барака и не примет участие в сопротивлении.
Обо всех этих аспектах поведения взбунтовавшихся заключённых живущий не по лжи «великий» писатель решил просто нам не рассказывать.
Заключённые у Солженицына — белые и пушистые. Сплошь невинно осужденные трудолюбивые селяне и неполживые интеллигенты — жертвы кровавого сталинского режима. А охрана и администрация — садисты, лгуны и ненаказанные преступники. Все поголовно. Кроме разве что одного единственного — охранявшего в своё время такой же лагерь Сергея Довлатова.
Алексея Филипповича Макеева Солженицын показал настоящим предателем, трусливо покинувшим своих собратьев.
Притом Солженицын никогда не был в Кенгире. И Макеева он лично не знал. Насколько простительно Александру Исаевичу заради своей лейб-идеи оклеветать хотя бы одного конкретного человека?
Трагедия Макеева
После освобождения Алексей Филиппович Макеев работал во второй московской школе. Это была знаменитая физмат школа с гуманитарным уклоном, ставшая одним из символов хрущёвской оттепели. С соответствующим преподавательским составом.
Возможно, факт нахождения Макеева в лагерях по политической статье стал дополнительным аргументом для принятия его в слывшую диссидентской школу. Но честный и принципиальный Макеев не очень-то вписался в либеральную среду.
Тем не менее, именно работая во второй школе, Макеев на некоторое время обрёл таки счастье. Он руководил секцией спортивного ориентирования, водил учеников в частые и порой длительные походы. Эти походы стали любимым занятием Филипповича. В какой-то мере смыслом всей его жизни.
Кенгирское восстание и свою роль в нём Макеев изложил в воспоминаниях. Они не были изданы. На пишущей машинке были отпечатаны только шесть экземпляров.
Как-то раз в выходные Макеев позвал в палаточный поход двух коллег — учителей литературы второй школы. Своего друга, и по совместительству известного диссидента Анатолия Александровича Якобсона и авторитетного учителя Германа Наумовича Фейна. Как оказалось, пригласил специально — с целью дать прочесть и попросить оценить кенгирские мемуары.
Фейн резко осудил роль Макеева в восстании. Раз вышел из лагеря и выступал против вооружённого сопротивления, значит предатель. Так расценил поступок Макеева впоследствии эмигрировавший из СССР и в самый разгар Холодной войны ставший советником у канцлера вражеского ФРГ Герман Наумович Фейн.
В школе Макеева начали по-тихому травить. От любимого дела — организации походов — его отлучили. Когда по «Радио Свобода» (ныне иноагент) зачитали посвящённую кенгирскому восстанию главу «Архипелага ГУЛАГ», Макеев совсем сник. Он попросил всех, кому роздал, вернуть мемуары. И сжёг эти экземпляры.
Вскоре «Архипелаг ГУЛАГ» появился в СССР в самиздате. После прочтения этого входящего сегодня в школьную программу солженицынского произведения учитель Макеев покончил с собой.
P.S.
Один из экземпляров воспоминаний Макеева чудом сохранился. Выдержки из мемуаров учителя приводит в своей статье «Филиппыч. Смертельное эхо «Архипелага ГУЛАГ» бывший ученик второй школы публицист Александр Суетнов. В своём тексте Суетнов честно высказался об искажении Солженицыным правды и о роковой роли неполживого писателя в жизни простого человека — учителя Макеева.
Солженицын не нашёлся, что возразить по существу — в ответной статье он лишь зло огрызнулся.
Неправда в исторической литературе — это не только повод для острых дискуссий. Иногда она убивает.
Исторически недостоверные произведения Солженицына следует исключить из школьной программы!
Источник: ФАКТЫ ПЛЮС