Это я про настроение, с которым берусь писать очередную статью… (Потом оно станет понятным.) – С другой стороны, конечно же, найдутся люди, которым внове мои подходы к произведению искусства. И не такой уж большой будет мой грех, что я пойду по накатанной дороже, и что результат разбора мне известен до того, как я начал эту статью писать. Что Франгулян творил не от души, а, воплощая, так сказать, социальный заказ (Окуджава многим нравился в своё время, вот он его и изобразил этаким душкой. В доску своим парнем. Таков, правда, был общий стиль поведения около и при исполнении авторами своих авторских песен, так называемых.)
Я сам какое-то время был среди таких. Обожал его. (Когда я, провинциал, о нём узнал? Наверно, когда познакомился со свой будущей женой, не последней, мне кажется, фигурой во всесоюзном движении Клубов Самодеятельной Песни, где Окуджава был флагом левых шестидесятников в пику Галичу, флагу правых шестидесятников. То есть это был 1969–й год.) И будущая, а потом и просто жена его обожала. И оба мы были стихийные левые шестидесятники. И оба ошибались в Окуджаве. Ибо он, кажется, с 1963 года начиная стал переходить из левых в правые. И кончил похвалой расстрела Белого Дома из танков Ельциным.
Шаблоном будет и разбор «Песенки о дураках» (1979, слова: Александр Хочинский; музыка: Булат Окуджава), куплет из которой процитировал доброжелательный к Франгуляну автор статьи и у кого я позаимствовал картинку. Хоть слова и не Окуджавы, но окажутся выражающими правизну Окуджавы. Вкус-то он имел. Не взял бы эти слова петь, если б они не выражали его самого мнение тоже.
Антон Палыч Чехов однажды заметил,
что умный любит учиться, а дурак учить.
Скольких дураков в своей жизни я встретил,
мне давно пора уже орден получить.
.
Дураки обожают собираться в стаю,
впереди главный - во всей красе.
В детстве я верил, что однажды встану,
а дураков нету - улетели все!
.
Ах, детские сны мои, какая ошибка,
в каких облаках я по глупости витал!
У природы на устах коварная улыбка,
видимо, чего-то я не рассчитал.
.
А умный в одиночестве гуляет кругами,
он ценит одиночество превыше всего.
И его так просто взять голыми руками,
скоро их повыловят всех до одного.
.
Когда ж их всех повыловят, настанет эпоха,
которую не выдумать и не описать.
С умным - хлопотно, с дураком - плохо.
Нужно что-то среднее, да где ж его взять?
.
Дураком быть выгодно, да очень не хочется.
Умным очень хочется, да кончится битьем...
У природы на устах коварные пророчества.
Но может быть, когда-нибудь к среднему придем?
1979
Довольно в лоб осмеивался советский народ, согласившийся стать быдлом и даже считавшим, наоборот, дураками тех, кто порывался что-то делать в духе гражданского общества, которое на словах поощрялось властями, а практически гнобилось (инициатива – наказуема). Сам Окуджава, небось, такие лобовые штуки не выдавал. Мне достаточно было соотнести дату 1979 и 1963, чтоб заранее знать, что вещь будет правая.
Написал и подумал: а ведь это было повальное явление – переход из левых в правые в те, 70-е, годы. Весь народ исподволь готовился предать родину. И предал. И теперь, когда очнулись, осталось много предателей. И сам автор теперешней, январской, статьи, вдруг вставивший «Песенку о дураках» не является ли одним из этих предателей, любящих именно правого Окуджаву? Своего в доску осмеивавшего совков… И потому хвалящего Франгуляна, опять оказавшегося выражающим любовь граждан к своему в доску Окуджаве, правому (в Москве ж пролибералов больше, чем в каком-либо другом городе).
17 февраля 2023 г.