Найти тему
Outdoor time

Спелеопоход в Новый Афон 2023. Ч.4 Заключительная

Часть 4. Все валит?

Итак, наши результаты оставляют желать лучшего с одной стороны, а с другой мы заткнули одну пещеру и продолжили две. Еще разведали несколько, и - главное - определились с подходами и направлениями для следующей экспедиции. Так что, не смотря на грусть по текущим не самым значительным итогам, общими результатами я крайне доволен.

Сегодня у нас последний пещерный день и предсброска, ибо машиной все не увезти (моей), а нива тупо не проедет из-за застрявшей второй машины. Да и в дождь даже нива не заедет.

Итак, разделяемся на группы.

Первая, состоящая из трех человек, идет сначала в Голубую Вертикаль, идет до дна и обратно (там всем надо пройти большой колодец, дабы понять каково это). Потом они идут дорабатывать последнюю смену в Подкалиберную (куда им приносит снаряжение для инженерки еще один из участников).

Вторая группа - двойкой - тоже идет в Вертикаль, но их задача сначала погулять наверху, а затем снять навеску после выхода первой группы и притащить в лагерь.

Еще одна двойка идет со свежим навесочный перфом в Петровскую, дабы попробовать сунуться во второй колодец через расширенную вчера узость. Увы, им это не удается, узость требует большего расширения. После этого они демонтируют навеску и возвращаются в лагерь.

Все остальные, кроме дежурного, отправляются вниз, чтобы донести груз до застрявшей второй машины. На каждого приходится один тяжелый транс. Это лишнее железо, навесочное, лагерное и электроника, а также комплекты СРТ всех в лагере (кроме одного аварийного). Так же у нас уходят двое с поврежденными коленями, дабы помогать вытаскивать вторую машину.

-2

Самая грустная дорога - подъем на перевал со стороны лагеря. Снег на склоне почти растаял, и дорога превратилась в сплошной глиняный каток. После перевала сухо, чисто и солнышко. Идем не спеша, я иду последним, так как вышел из лагеря поздно - пока там всех отправишь. Подхожу ко второму спуску (как раз внизу стоит моя машина), а на дороге раскорячилась вторая машина, морда которой висит на хайджеке. То да се, выясняю, что вчера вечером приехал - не без труда - полноприводный зил и вытянул таки их из ямы. Опасаясь, что зил - не безосновательно - разворотил дорогу и подъем у Анри (забегая вперед скажу, что да - разворотил. Он там вообще заехать не смог и убил еще и объездную дорогу) я убегаю вперед, чтобы сказать "шерпам", что мы все тащим до низа подъема к Анри. Попутно получая в спину инфу, что вторая машина разулась, ща обуется и едет за нами. "Несуны" ждали меня у моей машины. Раздав цу, я стал загружать вещи "инвалидов". В этот момент на связь вышли водители из второй машины и сообщили мне "радостную" весть. Они не разулись, а словили два боковых пореза покрышки. Благо они стоят не далеко, поэтому я прошу их дотащить колесо до меня (изначальная идея взять у меня запаску была обречена - у наших колес разная разболтовка), я спускаю колесо в Афон, там они с Хасиком ищут шиномонтаж и надеются, что порезы получится залатать. Обратно я его везти отказываюсь, ибо сегодня - по сухому - я не успею вернуться до темноты (к моменту разговора уже начало смеркаться), а завтра с гарантией будет погодный коллапс (кстати, пока мы носили вещи, на поляне и у Вертикали был дождь). Разгребаю машину под колесо и выдвигаюсь вниз. На мою радость я спускаюсь до деревни без проблем и борьбы. Снимаю цепи, отдаю машину ребятам (с теми, с кем ехал из Москвы - по иронии они оба "инвалидики") и выдвигаюсь обратно. К 22 часам возвращаюсь в лагерь одним из первых (вторым, если быть точным), заметно обогнав остальных "несунов" по дороге, хотя от машины вышел на полчаса позже. Группы снимавшие навески уже в лагере, мы ждем лишь инженеров из Подкалиберной (эти герои приходят в 2 ночи, уставшие, но довольные, углубив пещеру еще на 5 метров (суммарно метров 15 узости прошли)).

-3

Завтра сложный день - сброска (мы еще не представляем насколько он будет сложным по итогам). И, похоже, одной ходкой мы все не унесем...

Но погода радует, ночью хоть и минус, но не злой. Спать можно.

Итак, нас становится все меньше...

Вчера сбросились трое: два водителя с моим уазом и Хасик, дабы решить вопрос с колесом и договориться с нивой, чтобы она завезла колесо до второй машины. К слову сказать, даже нива на тракторных покрышках очень сильно поборолась, дабы заехать с колесом вверх (вчерашний зил, естественно, состояние дороги не улучшил).

-4

Утром мы встали рано, ибо какой смысл ждать? Раньше выйдешь, раньше поужинаешь в кафешке "сырники от тети Глаши". Поэтому первый аргонавты (не путать с алконавтами) отправились на перевал часов в 9.30. Все опытные участники понимали, что одной ходкой все не унести, надо челночить. Поэтому первая партия груза была отправлена на перевал. В это время уже начался легкий снежок, быстро превратившийся в снегопад (за полчаса снега выпало по щиколотку). Мы уходили с поляны последними (в коше оставались вещи Хасика, который просил их не трогать, мы не рискнули оставить лишь ружье). Второй отрезок был от перевала до второй машины, и этот отрезок был... очаровательным...

-5

Если на северном склоне хребта Бугристый нас провожал снег, то сразу после перевала нас встретил дождь. И переход был настолько резким, что одевать дождевик было уже поздно. Поэтому примерно 6 часов сброски были под непрекращающимся холодным дождем. Довольно сильным, кстати. Не могу сказать, что это глобально составляет проблему, с этой стороны хребта на склонах плюс, мокро, противно, но не смертельно - я видал и похуже. Но это выматывает психологически, особенно не подготовленных людей.

-6

Примерно к 14 часам мы пошли с грузом до второго подъема (от Афона) и наткнулись на всю группу у второй машины. Ее водители были на месте, а вот нивы с колесом все не было. Но пока мы немного передыхали она (нива) таки подъехала, и мы скинули туда все "лишнее". Так, чтобы у каждого остался один рюкзак и пошлёпала вниз. Попутно я позвонил ребятам в Афон и попросил их подъехать на моем уазе к началу подъема к Анри (куда доезжается без цепей). Ну а дальше был средний по скорости и загрузке спуск до Уаза, с мокрой собакой.

-7

Хасик же, оставив ребят ставить колесо на вторую машину, побежал в кош, забирать свои вещи (мы не знали где его вещи, а где вещи других гостей коша). Когда он вернулся, то рассказал, что к моменту его прихода снега на поляне было по колено и он не останавливался. Вернувшись ко второй машине, которая его догнала, они поехали обратно и снова засадили машину. Но засадили не критично, пара часов с хайджеком и машина была спасена. И узнали мы об этом уже внизу, когда они доехали до кафешки.

Ребята с уазом ждали нас внизу, мы запихнули туда 80% нашего груза (вообще забили машину под крышу) и двинулись дальше в Афон налегке. При этом ближе к концу дороги я был уже настолько мокрый, что разницы при переходе брода (ручеек после спуска от Анри был шириной метров 7 и глубиной выше колена) не ощутил совсем. Уставшие и мокрые мы добрались до гостишки, переоделись и пошли в "сырники от тети Глаши".

-8

И там состоялся забавный диалог. Наш выспавшийся завхоз пришел пораньше, чтобы забронировать места и:

Завхоз: - Добрый вечер. Как у вас дела?

Официант: - Добрый, хорошо.

Завхоз радостно: - Сейчас станут плохо!

Официант: - ...?

Завхоз, потирая руки: - Сейчас сюда придут 20 голодных и мокрых спелеологов.

Но кафешка уже давно привыкла к такому, поэтому проблем с едой не было. В общем нас там перорально удовлетворили, и мы отправились спать.

В противовес дороги до экспедиции, после экспедиции у нас не было проблем с дорогой. Никаких пробок, на границе даже багажник не открывал, и в итоге в Москву мы доехали менее чем за сутки (до места где выгрузили ребят и за 27 часов до дома). Минусом было то, что грузились мы в плюс при дожде, а в городе было -25, поэтому на следующее утро выдирать из машины смерзшиеся трансы было прикольно.

-9

Таким образом я получил опыт сразу по трем новым направлениям:

- Уаз на большие дистанции ездит и довольно неплохо (сидения там сильно комфортнее, чем были на моем таракане), и если ехать не в монохарю, то это даже стоит относительно недорого.

- Поездка с собакой на 2000 км - ничего сложного. Ожидал больших проблем.

- Стоковый уаз на цепях поражает проходимостью. Это был мой первый опыт серьезного внедорожья, и сразу в горах с полной загрузкой. Плюс впервые выехал в грязь на механике.

Ну а теперь подведём итоги экспедиции.

1. Эва сапоги рулят, ибо даже с дырой в стопе в них тепло. Мокро, но тепло. Но их легко проплавить у костра (один участник проплавил мысок и полпоездки царапал камни ногтями). И у не аккуратного человека эва легко рвутся (у меня сапоги прожили 4 экспедиции - одна из них Снежная - и 2 сезона на работе). И заклеить их сложно. Просто клей для эва не везде работает. Вернее, почти не работает, надо учиться делать бандажи и пробовать разные клеи.

2. Инженерка. Зажигалки для конфет требуют доработки, но это лучше, чем два аккумулятора в грязи. Функциональнее. Доработать немного, спаять пару коробок и все. Задел на годы вперед. Затычки можно сделать максимально легкими и компактными, опробовали, работает, чуть-чуть допилить и можно всем расшарить (если кто еще не пробовал такой формат).

3. Частично разведана дорога от Голубой вертикали в сторону Сухума. 500 метров от поворота на Вертикаль и дальше до реки Биасдара - бродвей. Там не то что цепи не нужны, там даже полный привод не потребуется. Осталось разведать кусок от урочища Каман до реки, но судя по тому, что там дорога проглядывается на всех спутниках, заезжать в будущем надо оттуда (после разведки, соответственно).

-10

Ну а теперь итоги по пещерам:

Во всех пещерах тяга была стабильно внутрь, и это заставляет задуматься и поразмыслить.

1. Продолжено прохождение пещеры Петровская. Первый колодец состоит из двух частей: верхняя сыпучая глиняная, нижняя монолитная промытая (похожая на Кафельный колодец Голубой вертикали). Глубина колодца около 70 метров. Дальше идет горизонтальный меандр, который выходит в новый колодец (видимая глубина около 25 метров). Узость требует расширения, иначе выходить во второй колодец несколько проблематично. Работы по расширению начаты. Тяга есть. Топа не делалась.

2. Пройдена пещера Яма. Глубина около 60 метров, одним колодцем, вся в острых перьях. На дне были собраны образцы живности (например, красно-белые пиявки). На входе присутствует очень слабая тяга, на дне каменный завал из щебенки. Ответвлений нет, тяги на дне нет (она пропадает на первых 20-ти метрах колодца). Продолжение работ сомнительно. Топосъемка сделана.

3. Пещера М-21-10-Евд. Тяги нет (но в тот день было жарко, и она могла просто не ощущаться), порода сыпется. Потрачен один день на небольшую расчистку и пока работы по ней остановлены. Надо смотреть по тяге весной.

4. Пещера Свистящая. Тяга есть. Но все, что мы копали - замыло мелочью (считай, что не копали). Решетка, сделанная год назад на входе защитила только от крупняка. Дальнейшие раскопки бесперспективны, так как очередной паводок все опять замоет.

5. Пещера Подкалиберная (Мгу-19-7). Вход находится на 70-100 метров выше по распадку от Свистящей. Общее направление развития в сторону Свистящей (да и больше там некуда). Это вертикальная щель, которую надо инженерить, с постоянной тягой и несколькими ответвлениями. В первой половине колодца есть ответвление, которое тягой кладет пламя зажигалки в горизонт. За 3 смены было пройдено около 15 метров, плюс расчищены подходы. Очень перспективная пещера.

6. Пещера Миссионерская. Был почищен колодец до состояния - передвигаться можно вполне безопасно. Навеска переделана из штурмовой в рабочую. На дне колодца среднеглыбовый завал. Тяга есть как на входе, так и на дне, у завала (она немного рассеивается по нему, но вдоль коренной стены тянет гораздо сильнее). Место для работы есть, перспективы есть, будем работать.

7. Была найдена еще одна пещера с небольшой тягой в 200 метрах от пещеры Подкалиберная. Просматривается метров на 10, дальше невидно, камень летит с рикошетами. Развитие идет по тому же разлому, что и Свистящая, и Подкалиберная.

С учетом тяги есть понимание, что под нами большая система, так как Все пещеры из списка (кроме Ямы, находятся в долине между или на склонах хребтов Бугристый - северный склон и Скалистый - южный склон). Долина между ними пару км в поперечнике и 4 км в длину, ровная, плоская, и только потом она имеет небольшой подъем, после которого начинается крутой спуск в сторону реки Биасдара. Получается, что вся вода, стекающая со склонов в долину, уходит под землю и дальше течет по пещерам, так что мы обязательно продолжим работать в этом районе.

Надеюсь, что вам понравился такой вольный формат отчета. В любом случае новых открытий вам и замечательных поездок. За сим откланиваюсь.