Рациональная психология (у вида гомо сапиенс) была всегда и развивалась. Своего совершенства она достигла в СССР, хотя никогда не существовала отдельно от педагогики. По сути, она и была частью педагогики и, как естественное проявление природных потребностей человека, существует и сейчас.
Педагогика и медицина идут бок о бок, как родные сестры, как борьба и единство противоположностей. Как назвать этот сплав, пока не придумали. Борьба заключается в том, что эти «сестры» никак не могут «поделить наследство»: кому достанется наибольшая часть помощи страждущему. А единство – в двух сторонах одной медали: медицина убирает лишнее, а педагогика прививает недостающее.
PS. Может возникнуть, например, такое возражение: «А что ж, если больному без ноги делают протез, то это что – педагогика?!» Нет, господин-скептик, это медицина. В данном и других подобных случаях происходит не прививание недостающего, а замена утраченного (это из другой классификации).
Рациональная психология – связующее звено, цемент, скрепляющий и объединяющий эти две науки, где все зависит от конкретного случая: если надо привить – это воспитание (часть педагогики), если убрать – психотерапия (часть медицины).
Врач и учитель никак не могут не только поделить приоритет, но и понять друг друга, ибо у них разный тип профессионального мышления (клиническая и педагогическая система научных взглядов на человека), который влился в кровь и неразрывно следует за своим носителем повсюду. И, тем не менее, эти две профессии являются двумя из трех наиважнейших. Третьим является инженерия. И как раз инженер является усмирительной рубашкой для обоих, потому что и у врача, и у учителя всегда присутствует потребность творить, что является основой инженерного профессионального мышления. А творчество всегда подразумевает изобретение чего-то нового, полезного и улучшающего жизнь. Поэтому и врач, и учитель, и инженер – исследователи и экспериментаторы, то есть, по сути являющиеся истинными учеными. А если этого нет – значит, врач, учитель или инженер из индивида просто не вышел. Или вышел – и скрылся за поворотом.
Два строгих правила должны соблюдать сие специалисты, чтобы не потерять свое гордое профессиональное имя: «Зачем это надо?» и «А что за этим будет?» (в медицине говорят: «Не навреди!»). Отсюда следует, что во всех творческих делах представителей всех трех творческих профессий звучит обобщающий вопрос: «В чем смысл моего творческого акта?» И я как врач постоянно придерживаюсь этого вопроса, который мне не дает сбиться с праведного пути. И тот материал, который я вам предоставляю, по моим расчетам, не должен принести вреда и многим позволит стать сильнее. А значит, здоровее: ведь все, что в этом руководстве дается, направлено на оздоровление: и психологические (психотерапевтические) рекомендации, и тренинги, и примеры, и т.п. Педагог всегда, не осознавая, дает новый материал так, чтобы ученик смог преподать его широкому кругу своих учеников (учительская аудитория), а те – уже своим. Это принцип «педагогической эстафеты». А так как я врач – у меня так же в плане установки подход иной: я не задаюсь целью создать такую эстафету (захотите – сделаете это сами). Моя цели, моя миссии – оздоровление каждого обучающегося, независимо от других и дальнейшей судьбы его знаний.
PS. Материал этой главы составлен так, что и теория, и практика перемешаны друг с другом. Этот прием применяется специально, чтобы держать внимание читателя в тонусе. Темы даются в такой последовательности и в таких комбинациях, чтобы одна оттеняла другое.
Дорогие друзья!
Сегодня мы публикуем отрывок из книги нашего автора Маргариты Бердышевой «Домашняя гипнология и рациональная психология. Практикум для самоусовершенствования и дополнение к домашней медицине»