Найти тему
КиноНытик

От голода ели кору липы в саду «Эрмитажа»: биография режиссера Ивана Пырьева. Часть 4

В первых трех частях мы узнали о непростом детстве режиссера Ивана Пырьева, его странствиях на фронте, в Москве и на Урале в годы революции и Гражданской войны. Теперь же начнем изучать его жизнь в столице, где он уже пребывал в статусе профессионального артиста.

Первая часть. Гонялся за отчимом с топором, сбежал из каталажки, чтобы уйти на фронт: детство режиссера Ивана Пырьева

Вторая часть. Иван Пырьев: как советский режиссер наблюдал за революцией из окна лазарета и примкнул к анархистам

Третья часть. Режиссер Иван Пырьев: интересные дела в Екатеринбурге, дружба с Гришей Александровым и вера в победу революции

1922 год. Новая экономическая политика. Студийцы пролеткульта, в числе которых был и 21-летний Иван Пырьев, в то время бедствовали.

-2

- У нас до того доходило, что порой ели кору липы, обдирая деревья в саду «Эрмитажа». Во время спектаклей часто бывали обмороки от голода, а через дорогу от «Эрмитажа» работал ресторан. Недалеко на углу возник знаменитый «Не рыдай». В саду играла Московская оперетта. Приехал из Одессы Театр миниатюр «Кривой Джимми», - писал позже Пырьев.

Жил Пырьев в общежитии театра, на первом этаже которого располагалась кухня ресторана. Ароматы «душили» учащихся. Публика слушала оркестр в саду, одесский театр собирал аншлаги, а в Первом рабочем театре, где выступал будущий режиссер, был почти пуст. Но ребята не унывали.

Учили их Михаил Чехов, Сергей Эйзенштейн и другие знаменитые постановщики. Обучали разным, порой, совершенно противоположным системам актерской игры, а также биомеханике, коллективной декламации, танцам и даже акробатике. Однажды, под руководством приехавшего из-за границы Валентина Парнаха, создали свой джаз-оркестр, где инструментами были дрова и бутылки.

-3

Вскоре театр перебрался из «Эрмитажа» на Воздвиженку в «мавританский» особняк купца Морозова, сюда в гости к актерам приходил молодой Владимир Маяковский и другие поэты. Они читали свои стихи со стола.

- Все-таки, было хорошее, революционное время для искусства. Шло тотальное обновление. Ломалось старое, традиционное. Шли поиски новых форм и новых путей. Возникали всевозможные школы и студии, появлялись и исчезали театры самых разных направлений, - вспоминал режиссер.

Кстати, у одного только МХАТа тогда было четыре студии. Были студии и у Малого театра. Ивану Пырьеву как-то приходилось играть в театре, который просуществовал всего три месяца. Он был создан при Доме печати, он носил название «Театр актера». Этот театр прогорел и исчез.

В том 1922 году шли горячие споры о направлениях в искусстве и литературе. Участниками диспутов были Мейерхольд, Таиров, Луначарский, Маяковский. Молодежь слушала эти споры в залах Политехнического музея, свистела, кричала, топала ногами. Большой театр хотели закрыть, МХАТ и Малый театр превратить в музеи.

- С годами, конечно, наши мнения изменились. Но то время воспитало в нас дерзание, - заключал Пырьев.

Продолжение следует…

Лазерная резка Нижний Тагил

Эксклюзивные деревянные шедевры! Лазерная резка и гравировка изделий на любой каприз! Метрики, шкатулки, именные фоторамки, медальницы...

Заказы принимаем в официальной группе в ВК. Доставка в любой уголок России!

-4