Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

В каких случаях возможно отнесение инфраструктуры железнодорожного транспорта к объектам НВОС II категории?

В каких случаях возможно отнесение инфраструктуры железнодорожного транспорта к объектам НВОС II категории?

Отвечает ведущий юрист Центра Зиновкин Никита:

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Следует отметить, что с 1 января 2021 г. действуют Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2398 (далее – Критерии).
Согласно пп. 4) п. 3 указанного нормативного правового акта объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, не соответствующим критериям, установленным в разделе IV настоящего документа, относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, II категории.
При этом согласно п. 7 раздела IV Критериев основанием для отнесения объекта к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, IV категории, является наличие одновременно следующих критериев:

  • отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего документа);
  • отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Таким образом, наличие выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, масса которых превышает 10 тонн в год, наличие в выбросах загрязняющих веществ I, II класса опасности, а также наличие сбросов загрязняющих веществ в водный объект или централизованную систему водоотведения (за исключением сбросов в ЦСВ загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд), является основанием для постановки на государственный учет объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в качестве объектов II категории.

Вместе с тем, следует отметить, что ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации») железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;
Железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

Следует отметить, что Федеральный закон «О железнодорожном транспорте» не содержит определения понятия «инфраструктура железнодорожного транспорта необщего пользования.

Вместе с тем следует отметить, что согласно п. 2.1.5 ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения (введен в действие Приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. № 748-ст) инфраструктура железнодорожного транспорта необщего пользования: технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути необщего пользования и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно позиции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, изложенной в Письме от 4 октября 2018 г. № ВС-04-03-36/21106 «О постановке объектов железнодорожного транспорта на государственный учет» при формировании Критериев учитывались виды экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее – ОКВЭД), принятому и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст.
Таким образом, в случае соответствия деятельности юридического лица на объекте коду деятельности ОКВЭД, например, п. 52.2 р. Н: деятельность транспортная вспомогательная, такой объект соответствует II категории.
Росприроднадзором отмечено что гараж, внутренний проезд, тоннель, не являются отдельным объектом негативного воздействия II категории, однако могут входить в состав объекта негативного воздействия (располагаться на его территории).

В этой связи Росприроднадзор полагает правомерным отнесение объектов негативного воздействия, включающих элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта, к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду только при условии осуществления на указанном объекте соответствующей хозяйственной и иной деятельности.