На IV Международной конференции #SpaceCom Digital Russia 2023, прошедшей в Москве восьмого февраля 2023 года, эксперты и участники отрасли обсудили перспективы и ряд наиболее актуальных для спутниковой отрасли вопросов.
О вызовах, которые актуальны для всего российского рынка спутниковой связи в ситуации, когда одной из задач для многих стало преодоления барьеров санкционного давления на российские компании, эксперты высказались достаточно однозначно – отсутствие доступа к технологиям является негативным фактором, который сказывается на отечественной отрасли, а вкладываться в их разработку с нуля нецелесообразно и достаточно затратно.
В то время как российский рынок ищет возможности решения собственных задач, на глобальном рынке происходят значительные потрясения. 2022 год называют одним из самых значительных за всю историю космической отрасли. В течение года было развернуто беспрецедентное количество спутников, произошел ряд крупнейших слияний, а также наблюдался серьезный сдвиг развития технологий с сторону организации прямой связи «спутник-сота».
Рост количества спутников на различных орбитах
По оценкам экспертов консалтингового агентства Euroconsult с 2022 до 2031 год в интересах коммерческих операторов спутниковой связи на орбиту ежегодно будет выводиться более 2500 спутников, или семь трехтонных спутника в день.
Лидером по-прежнему остается группировка Starlink, которая включает уже более чем 3500 спутника. Свои запуски возобновил в этом году оператор OneWeb, чьи спутники были успешно выведены на орбиту из Индии, а затем из США. Оператор SES запустил первые спутники группировки O3b mPower. К развертыванию более 3200 аппаратов готовится Amazon. Помимо широко известных игроков, появляются стартапы - Rivada Space Networks и Mangata, которые планируют создавать и обслуживать нишевые рынки.
В прошлом году стало ясно, что спутники и «космические» технологии становятся все более важным стратегическим инструментом. Поэтому несмотря на ухудшение макроэкономических условий и то, что создание спутниковой инфраструктуры процесс долгий и дорогостоящий (от $5 до $10 млрд. для группировки LEO), многие государства приступили к созданию собственных национальных группировок, чтобы снизить свою зависимость от иностранных поставщиков широкополосных спутниковых услуг. Европейский союз в 2022 году объявил о том, что планирует выделить $6,23 млрд. на создание своей собственной широкополосной LEO-группировки. Китай подал заявку в Международный союз электросвязи (МСЭ) на развертывание флота из 12 992 низкоорбитальных спутников, и принял дополнительные законы, поддерживающие частные аэрокосмические компании и операторов спутниковой связи.
В России активно развивается проект «Сфера», к которому у экспертов все «еще много вопросов», поскольку сроки реализации входящих в нее группировок не раз сдвигались. Кроме того, по словам акционера ГК AltegroSky Сергея Пехтерева, до сих пор остается открытым вопрос по развертыванию соответствующей наземной инфраструктуры, а именно: кто и когда займется созданием наземных комплексов управления новыми космическими группировками. Задача не входит в программу «Сфера», и, возможно поэтому, не попадает в зону внимания лиц, ответственных за реализацию ФЦП.
Слияния и поглощения
На прошедшей конференции #SpaceCom Digital Russia 2023 обсуждались слияния и поглощения как один из факторов, оказывающий серьезное влияние на отрасль. При этом было отмечено, что дальнейшее снижение цен на спутниковую емкость будет вынуждать спутниковых операторов к дальнейшей вертикальной консолидации.
Последний год ознаменовался для спутниковой индустрии рядом очень крупных слияний и поглощений. Самой значительной сделкой можно назвать поглощение спутникового оператора Inmarsat американской компанией ViaSat. Стоимость сделки, которая до сих пор находится под контролем надзорных органов, составила $7,3 млрд. В результате слияния крупнейшего европейского оператора Eutelsat и оператора низкоорбитальной спутниковой группировки OneWeb, которая оценивается в $3,4 млрд., на рынке спутниковой связи возникнет компания, которая сможет оперировать глобальной межорбитальной спутниковой инфраструктурой, включающей спутники на геостационарной и средней околоземных орбитах (GEO/LEO). Также стоит отметить такие сделки, как приобретение SES за $450 млн. компании Leonardo DRS Global Enterprise Solutions Business, слияние испанского Hispasat и латиноамериканского операторов VSAT AXESS Networks ($96 млн.). В этом году произошло окончательное слияние Intelsat и Gogo. В СМИ регулярно появляется информация о возможном мегаслиянии Intelsat и SES.
Прямая связь «спутник-сота»
Возможность организации прямой связи между стандартным немодифицированным сотовым телефоном и спутником для организации широкополосных услуг передачи данных до сих пор остается под вопросом. Такой услуги все еще нет, но за последний год в отрасли сделаны большие шаги в этом направлении.
К примеру, iPhone 14 Apple поддерживает спутниковую связь Globalstar. Пока для экстренного обмена сообщениями, но в дальнейшем планируется предоставлять полноценные услуги ШПД. Спутниковый оператор SpaceX и оператор мобильной сотовой связи T-Mobile сообщили о прямом партнерстве с целью организации услуг SMS и обмена сообщениями в недостаточно обслуживаемых районах. Используя часть полосы 1,9 Ггц, немодифицированные смартфоны смогут подключаться к спутникам без каких-либо дополнительных устройств. Lynk и другие стартапы также делают ставку на этот подход, и даже Iridium заявила, что они планирует выйти на рынок прямой связи с телефоном. Китайский производитель мобильных телефонов Huawei объявил, что его смартфон Mate 50 сможет отправлять (но не получать) тексты с помощью китайской спутниковой навигационной системы BeiDou, а Mate 60 сможет отправлять и получать SMS, а также совершать короткие голосовые вызовы.
Эти объявления не только расширили отраслевой рынок, но и вывели спутниковую связь в более широкий контекст, создав новый тренд. Даже если возможность использования немодифицированных смартфонов для получения широкополосного доступа из космоса появится очень нескоро, 2022 год стал большим шагом вперед для зарождающейся технологии.
Согласно исследованию аналитического агентства Northern Sky Research (NSR), развитие технологии «спутник-сота» представляет собой самую большую возможность в истории спутниковой связи. Аналитики подсчитали, что отрасль сможет получить доход в размере $60 млрд. с 350 млн. абонентов к 2030 году. Возможно, в ближайшее десятилетие спутниковый бизнес настолько трансформируется, что перестанет быть отдельным направлением в телекоммуникационной отрасли, поскольку космические сети с легкостью могут быть интегрированы в наземные сети, считают в NSR.
Рост спроса на объемы спутниковой емкости
Несмотря на то, что цены на пропускную способность продолжают падать, спрос на ее объемы увеличивается. Растет потребность в подвижной спутниковой связи (авиа- и морской рынок), увеличивается спрос на услуги ШПД в районах неохваченных наземной инфраструктурой, в корпоративных сетях внедряются приложения, требующие все большей емкости, на фоне перехода к стандарту 5g появляются новые ниши и проч. И отрасль стремится удовлетворить растущий спрос.
Как прогнозируют в аналитическом агентстве, к 2030 году глобальная спутниковая пропускная способность вырастет примерно до 172 Тбит/с. Скачок, обусловленный быстрым развертыванием широкополосной сети Starlink, последует за устойчивым ростом глобальной пропускной способности, которая за восемь лет выросла с примерно 1 Тбит/с до 3,7 Тбит/с. Операторы геостационарных группировок (GEO) также вносят свой вклад в увеличение пропускной способности. Так Viasat ожидает, что каждый из трех спутников ViaSat-3, запуск которых перенесен на 2023 год, добавит рынку пропускную способность примерно на 1 Тбит/с.
При этом уровень снижения цен на спутниковую емкость уже показывает двузначные значения, поскольку с 2017 года количество предложений на рынке постоянно увеличивалось. И это не предел, считают эксперты. Чтобы выжить на стремительно меняющемся рынке спутниковым операторам придется менять свои бизнес-стратегии, оперативно внедрять инновации и осваивать новые ниши.
Создание инфраструктуры для сетей 5G/6G
Развертывание сетей пятого поколения на коммерческой основе началось после опубликования МСЭ ключевой рекомендации по технологии радиосвязи. В феврале 2021 года в рамках Рекомендации МСЭ-R M.2150 МСЭ опубликовал согласованный на глобальном уровне стандарт IMT для технологий радиоинтерфейса. В рамках разработки стандартов для услуг связи 5G члены Международного союза электросвязи (МСЭ) утвердили уже четыре технологии – 3GPP 5G-SRIT, 3GPP 5G-RIT, 5Gi, DECT 5G-SRIT, которые поддерживают широкий круг сервисов от беспроводной телефонии и потоковой передачи звука до применений промышленного интернета вещей (IoT).
В 2021 году 3GPP, которая является лидером в определении глобальных телекоммуникационных стандартов, опубликовала сценарий, согласно которому низкоорбитальные группировки будут предоставлять услуги IoT по всему миру. Это заложило основу для будущего сотрудничества между всеми игроками в области телекоммуникаций. Европейское космическое агентство (ESA) одобрило технологию NB 5G-IoT LEO NTN, т.е. в агентстве пришли к выводу, что устройства IoT могут работать с сетями NTN (Non-Terrestrial Networks) так же стабильно, как и с наземными вышками сотовой связи. Узкополосные сети 5G-IoT открывают возможности для более широкого и быстрого внедрения технологии 5G.
Ожидается, что признание двух крупных организаций, а также нормативная поддержка проложат путь к быстрому внедрению 5G-IoT, а широкое внедрение технологии станет переломным моментом для глобального рынка спутниковой связи. По различным оценкам к 2027 году число глобальных абонентов 5G превысит 4,4 миллиарда, а доходы от спутникового IoT-подключения будут расти в 14 раз быстрее, чем доходы от традиционных услуг. Statista прогнозирует, что к 2029 году мировой рынок спутникового IoT достигнет почти $13,7 млрд., среднегодовой темп роста составит 12,10%, и, по оценкам, к тому времени будет более 29 млрд устройств, подключенных к IoT.
Это связывают с тем, что новые игроки меняют способ развития отрасли спутниковой связи, а инновации полностью меняют траекторию развития рынка в целом. Развитие технологий и коммерциализация рынка делают его все более привлекательными для инвестиций, снижая входные барьеры для стартапов. При этом спутниковые группировки NGSO, обеспечивающие широкополосную связь, стали реальными конкурентами на рынке широкополосной связи с наземными сетями
Несмотря на то, что мировая инфраструктура сетей пятого поколения недостаточно развита и не везде еще пригодна для коммерческого применения, технологические компании США, Японии, Китая, Южной Кореи и Финляндии уже работают над технологиями 6G.