Время неуклонно проходит, прошлое забывается и только от желания и возможностей людей зависит- сохранить память об этом уходящем прошлом или нет. Это заставляет рассматривать судьбу каждого списанного корабля как нечто большее чем просто двух-трех тысячи тонн стали, правда такое отношение удается встретить не всегда.
Любой военный корабль - это не только боевая единица флота, это образец кораблестроения. В этом случае часто сохранение этого корабля или его части дело большой важности для любой страны, тем более для такой как Великобритания, где морские традиции сильны и сейчас. Особенно если речь идет о кораблях, с помощью которых удалось повредить сильнейший корабль противника.
59.Памятный объект: Сверхмалая подводная лодка Х-24 типа "Х", Великобритания
Статус: музейный экспонат
Место расположения: Великобритания, г. Госпорт, территория музея "Royal Navy Submarine"
Открыт: 1981 год
Подводная лодка Х-24 относится к серии Х.5 сверхмалых ПЛ типа X. После вступления в строй лодка находилась в составе 12 флотилии подводных лодок. Была построена субмарина на предприятии "Маршалл Сонс энд Компани Лтд" (Гайнсборо) в 1943 году. А уже 14 апреля 1944 года Х-24 на буксире "торпедной" ПЛ типа "S" была доставлена в район Бергена (Норвегия). В глубине фьорда, куда Х-24 скрытно проникла, она обнаружила германский плавучий док. ПЛ сбросила под ним два контейнера с зарядами с установкой на взрыв через четыре часа. После выхода из фьорда в открытое море Х-24 была принята на буксир ПЛ-буксировщиком и доставлена в базу. Как затем было установлено фоторазведкой, взрывом был потоплен транспорт противника вместимостью 7000 брт, повреждена набережная и угольные склады базы.
В сентябре 1944 года операция с участием Х-24 была повторена и плавучий док вместе с находящимся в нем судном был потоплен. Всего на боевом счету Х-24 три потопленных германских судна и плавдок. После окончания войны Х-24 в 1945 году была исключена из состава флота и находилась в Портсмуте. В 1981 году эта сверхмалая ПЛ была установлена на территории «Музея подводных лодок королевского военно-морского флота» в Госпорте. Интересно, что в этом же музее находится также германская сверхмалая ПЛ «Бибер», построенная в 1944 году на «Flenderwerke» в Любеке.
В годы Второй мировой войны в Великобритании были построены следующие три серии сверхмалых ПЛ типа X: Х.5 серия - боевые ПЛ предназначенные для ведения боевых действий, в основном, в северных районах; XT серия -учебно-тренировочные ПЛ и ХЕ серия - боевые ПЛ для использования в южных районах (в районах Тихого и Индийского океанов). Первые две сверхмалые ПЛ Х-3 и Х-4 были опытными лодками.
ПЛ типа X одновальные, однокорпусные ПЛ с балластными цистернами в носу и корме, прочным корпусом с значительной цилиндрической частью, уширенной надстройкой и доковым килем. Кормовое оперение расположено за гребным винтом. Традиционное для ПЛ ограждение рубки отсутствует.
Прочная рубка высотой всего 0,6 м не имеет входного люка; через нее проходит перископ. Основную часть длины прочного корпуса составляет центральный пост. В нос от него расположена шлюзовая камера для выхода легководолазов и отсек аккумуляторной батареи, а в корму - отсек дизель-электрической установки. Снаружи ПЛ (по бортам ее средней части) предусмотрена установка двух сбрасываемых контейнеров с зарядами массой по две тонны каждый. Отделение контейнеров, имеющих близкую к нейтральной плавучесть, осуществлялось из прочного корпуса в подводном положении ПЛ и не вызывало ее раздифферентовки. Подрыв заряда производился взрывателем с часовым механизмом, включение которого также осуществлялось из прочного корпуса лодки.
ПЛ Х.5 серии в количестве 12 кораблей были введены в строй в период с конца 1942 г. до середины 1944 г. Шесть лодок Х-5-Х-10 (первая подсерия) участвовали в операции по уничтожению крупных германских боевых надводных кораблей, в частности линкора «Тирпиц», находившегося в Альтен-фьорде (Норвегия), оккупированной в годы Второй мировой войны гитлеровскими войсками. Все шесть сверхмалых подводных лодок были потеряно в ходе этой операции.
От британских островов к побережью Норвегии сверхмалые ПЛ были доставлены на буксире британскими торпедными ПЛ типов S и Т. Две сверхмалые ПЛ Х-6 и Х-7 сумели подойти непосредственно к борту линкора и сбросить подрывные заряды, в результате взрыва которых «Тирпиц» получил серьезные повреждения.
Вторая подсерия этих ПЛ также состояла из шести лодок Х-20 - Х-25. Предпоследней в этой серии была Х-24. ПЛ второй подсерии, помимо проведения операций по подрыву кораблей противника в фьордах Норвегии, использовались дня ведения разведки прибрежных вод нормандского побережья Франции в районах намечаемой высадки десанта союзных войск.
Для справки: серийные СМПЛ имели водоизмещение: надводное – 26,9 т, подводное – 29,5 т; размерения: 15,7х1,8(2,6 с подвесными зарядами)х2,2-2,3 м; 1 диз., 1 ЭД, 42/30 л.с., 6,5/5 узл., 1320 (4)/80 (2) мили. Эк. 4 чел.; 2 подвесных зарядах2000 кг ВВ; глубина погружения: 90 м.
Обычно спрашивал читателей, был ли кто в этом музее? Но на этот раз спрашивать не буду. Вопрос звучит необычно, в современных реалиях, в современном мире. Если кто похвастается или захочет поделиться своим мнением или воспоминанием - буду рад.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))