Посетителям выставки 0+ покажут фотографии разных периодов прошлого века из Государственного архива Рязанской области. А начать решили с 20-х годов. Как выяснилось, снимков этого времени в архивных фондах сохранилось больше всего.
20-е годы XX века для фотографов были относительно спокойными и плодотворными. Еще действовало Российское фотографическое общество, а старые мастера, начавшие свою деятельность до революции, не подвергались острой критике партийных органов за «безыдейность», «отвлеченность», «эстетизм». Шел обмен выставками с Западом, на работах знаменитых иностранных фотографов учились российские светописцы, их снимки публиковались в журнале «Советское фото». Пройдет каких-то десять лет, и в фотографическом движении начнут закручивать гайки. Фотоискусство объявят орудием классовой борьбы. На щит поднимут эстетику пролетарской фотографии, которая впоследствии окажется пшиком. Даже передовые мастера не смогут понять, как работать в этом пролетарском стиле. Ударятся в формотворчество, начнут экспериментировать с ракурсами, за что потом получат выговор от органов пропаганды. Поднявшиеся с низов пролетарские начальники требовали, чтобы им принесли то, не знаю что, и сделали так, не знаю как. Но эти ломки еще впереди. А пока люди с громоздкими камерами на треногах занимаются тем, для чего и предназначено искусство фотографии, – фиксируют действительность, не стараясь сильно ее приукрасить. Что касается провинции и, в частности, Рязани, то сюда новое видение добиралось с опозданием, и на снимках 20-х годов мы можем увидеть естественную жизнь.
– И эта жизнь была коллективная. Индивидуальных, интимных портретов вы на выставке не встретите, – рассказывает куратор проекта, заместитель директора ГАРО Дмитрий Филиппов. – Когда мы готовили выставку, то обратили внимание на лица людей. Сравнили их с лицами 30-х годов и увидели на них совсем другое выражение. В 20-е годы революционная романтика еще жила в сердцах людей. Они считали себя хозяевами новой страны, выходили на митинги и манифестации. Боролись с беспризорностью и туберкулезом. Готовы были многим жертвовать ради будущей жизни, представлявшейся необыкновенно красивой, свободной и радостной. И этот динамизм считывается даже со статичных снимков. Некоторые из фотодокументов лежали без движения целое столетие. И теперь они словно стали кадрами большой киноленты. Коллективный портрет эпохи проступает явственно в мелочах и деталях. Интересно даже то, как люди смотрят в объектив. Для них процесс фотографирования был настоящим событием.
Да, так оно и было. Съемка-праздник, съемка-торжество. Возможность за несколько секунд перенестись в вечность. Ведь архивы, будем надеяться, будут существовать всегда, пока существует человеческая цивилизация.
Строительство первого высотного дома на Первомайском проспекте в 1929 году. Увы, до массового возведения многоэтажек еще далеко, Рязань переходит в административное подчинение Москвы и теряет самостоятельность. Серия кадров повествует о строительстве здравниц в Солотче для лечения больных туберкулезом – люди выбирались из холодных трущоб, фронтовикам нужно было возвращать здоровье, оставленное в сырых окопах Первой мировой и Гражданской войн. На строительство санатория имени Ленина направили средства, собранные на памятник вождю. Весенняя книжная выставка 1929 года поражает своей массовостью – партия всерьез взялась за ликвидацию безграмотности и пропаганду чтения. Трудно представить, что каких-то сто лет назад в селах не умели ни читать, ни писать. А вот жизнь завода «Рязсельмаш», с которого и начиналась рязанская промышленность. Он был кузницей пролетарских кадров в областном центре. Предприятие давно исчезло с карты современного города, но удалось спасти фотоархив, который вместе с другими бумажными документами заводского музея перекочевал в ГАРО.
На одном из снимков мы видим пожарную команду «Рязсельмаша», а в центре – собаку с санитарной сумкой на шее. История сохранила ее имя и подвиги. Пес Морисон однажды спас завод от пожара, прибежав ночью к одному из членов дружины и подняв его с постели. В одном из цехов от случайных искр уже занималась ветошь.
Есть снимки, за которыми стоят целые истории. Иногда они страшные, криминальные. В июле 1924 года у здания, где сейчас располагается областное правительство, развернулась многолюдная траурная церемония, которую запечатлел фотограф. Хоронили жертв бандитского налета на Глумовский кордон Кудомского лесничества. Бандиты нагрянули в бухгалтерию за деньгами, но тут в контору стали возвращаться лесорубы, и грабители начали убивать свидетелей. Погибло 19 мирных тружеников.
Какие же 20-е годы без юных энтузиастов? К коллективному портрету первых рязанских пионеров нас подводит сотрудник ГАРО Екатерина Дворникова. В этом году исполняется 100 лет организации пионерского движения в нашей области. «При составлении выставки мы отталкивались от эмоций, – говорит Екатерина. – Если кадр нас впечатлял, мы его включали в экспозицию. Важно было показать разные стороны жизни Рязани – строительство, здравоохранение, образование, физкультурное движение, общественную жизнь. Все, кого вы видите на фотографиях, – наши земляки, рязанцы».
Эта выставка для неспешного просмотра, когда погружаешься в раздумья о прошлом и настоящем. Будем ждать продолжения проекта и новых путешествий уже в предвоенные годы сложного двадцатого века.
Димитрий Соколов
Фото из архива ГАРО предоставлено Фотодомом имени Е.Н. Каширина
Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь на канал) Ставьте лайк!
Другие статьи Димитрия Соколова:
#рязанские ведомости #рязань #новости