Продолжая разговор о классической музыке в кинематографе, мы с вами попутно немножко станем разбираться и в классификации. В «Дне сурка», о котором шла речь на прошлой неделе, герой учится играть на рояле.
Это - внутрикадровая музыка.
Здесь все логично и ясно: если персонаж исполняет произведение или, например, слушает пластинку, то должно что-то звучать. Разумеется, это может быть специально написанное для фильма произведение, а может использоваться известный (или не очень) классический опус.
Музыка великих композиторов зачастую не только создает определенное настроение, но и вносит особый смысловой нюанс в сюжетную линию, ведь каждая пьеса – это свой образный мир.
За каждым произведением стоит собственная история создания, композиторский замысел и эмоциональное наполнение. Сплетение двух миров – классической музыки и искусства кинематографа – может давать совершенно удивительные результаты. И в самых простых историях появляются интереснейшие грани, которые обязательно подметит внимательный зритель.
Сегодня у нас снова пример внутрикадровой музыки и один из самых трогательных и романтических фильмов – «Дневник памяти» Ника Кассаветиса (2004) по роману Николаса Спаркса.
Сюжет фильма
Пожилой мужчина в доме престарелых читает своей подруге, страдающей болезнью Альцгеймера, записную книжку. В ней – история любви юноши и девушки из разных социальных слоев. Девушка из книжки умела играть на рояле и очень любила прелюдию Шопена. Женщина эту прелюдию играет в минуты просветления. А мужчина приходит каждый день и терпеливо читает, надеясь на то, что любимая узнает в этой истории себя, его, их жизнь…
- И вы все равно ходите туда каждое утро, даже несмотря на то, что она даже не знает, кто вы?
Он улыбнулся и по-отечески похлопав меня по руке, ответил:
- Она не знает кто я, зато я знаю, кто она.
Н. Спаркс. Дневник памяти
Послушать эту прелюдию в исполнении Святослава Рихтера вы можете здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=tdhwqjhx-Xc
Новые рассказы о классической музыке в кино ждут вас каждую неделю!:)