Су-7 — одноместный штурмовик, который долгое время был тактическим истребителем-бомбардировщиком советских ВВС. Разработка Су-7 началась в начале 1950-х годов. Первый прототип совершил первый полет в 1955 году. Су-7 был представлен Западу на день советской авиации, в 1956 году, на подмосковном аэродроме Тушино. Прототип оказался очень перспективным, и через несколько лет Су-7 был запущен в серию с модификациями, в том числе Су-7Б и Су-7БКЛ. Самолет экспортировался в Чехословакию, Польшу, Румынию, Китай и другие страны.
Су-7 вооружен двумя 30-мм пушками НР-30 в консолях крыла, каждая с боезапасом по 70 снарядов. На подкрыльевых пилонах можно было установить две 742-кг или две 495-кг бомбы или блоки неуправляемых ракет. Схема крепления крыла - низкоплан (установлено ниже продольной оси самолета). Крыло стреловидное, с плоскими законцовками.
14 мая 1953 года приказом МДИ № 223 П.О. Сухой был назначен вместо В.В. Кондратьева на должность главного конструктора ОКБ-1. . Приказом МАИ от 26 октября 1953 года № 135 в качестве производственной базы ОКБ-1 был выделен филиал завода № 155 (бывший завод № 51 МАИ).
В ноябре 1949 г., постановлением правительства, ОКБ было ликвидировано и не возрождалось до мая 1953 г., когда оно было создано с новыми производственными мощностями. Новую жизнь конструкторское бюро получило с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. Именно поэтому основными проектами конструкторского коллектива на начальном этапе были сверхзвуковые истребители под проектным обозначением "С" и "Т". По состоянию на лето 1953 года ОКБ занималось проектированием сверхзвуковых истребителей в двух конфигурациях: со стреловидным и треугольным крылом (буквенные обозначения «С» и «Т» соответственно, буква «Т» указывала на то, что крылья были треугольными). Официально разрешение на проектировку было дано постановлением правительства от 5 августа 1953 года. На проектных самолётов "С" в дальнейшем строились истребители-бомбардировщики семейства Су-7 и Су-17, и их модификации в количестве около 20.
Эскизный проект фронтового истребителя со стреловидным крылом (вариант С-1) прошел предварительную экспертизу в ноябре 1953 г., а макетную комиссию — в феврале 1954 г. Через полгода, в августе 1954 г., истребитель со стреловидным крылом (S-3) также прошел проверку, но вскоре после этого работа над этой версией была прекращена.
В конструкции самолета и систем будущего Су-7 реализовали ряд нововведений: крыло со стреловидностью 60º по линии ¼ биссектрины, регулируемый осевой носовой воздухозаборник, новый высокоэффективный ТРД АЛ-7Ф (разработка ОКБ-165) с расчетной тягой на форсаже 10 000 кг, гидросистемой с рабочим давлением 210 кг/см², системой управления мощностью, двухкамерными ускорителями и катапультируемым креслом собственной разработки.
Первый прототип был построен в июне 1955 года и доставлен в ЛИИ в ночь на 15 июля. Летно-испытательную группу прототипов возглавил ведущий инженер В.П. Балуев. Ведущим летчиком-испытателем по договору с ВВС был назначен Кочетков А.Г. из ГНИКИ, так как в ОКБ еще не было штатных летчиков. 27 июля самолет выполнил первую рулежку, а первый полет состоялся 7 сентября 1955 г. Первый этап заводских испытаний проводился с двигателем АЛ-7 (т.е. АЛ-7Ф без форсажа) и завершился в январе. 1956 г., всего было выполнено 11 полетов. С марта 1956 г. летчик-испытатель ГНИКИ В.Н. Махалин продолжил испытания прототипа на действующем АЛ-7Ф.
К тому времени ОКБ-155 (генеральный конструктор А.И. Микоян) приступило к испытаниям первых опытных образцов будущего МиГ-21. Руководство МАИ, стремясь продемонстрировать высокие возможности новых самолетов отечественного производства, негласно поощряло конкуренцию между двумя конструкторскими бюро. Первыми, кто это реализовал стало ОКБ П.О. Сухого: 9 июня в испытательном полете зафиксировали скорость полета 2070 км/ч, что на 270 км/ч выше заявленных ТТХ. В результате постановлением правительства от 11 июня 1956 г. перед госиспытаниями самолет был запущен в мелкосерийное производство на заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре под обозначением Су-7. 24 июня 1956 года, вместе с другими новыми самолетами. Публичная презентация Су-7 состоялась во время традиционного авиашоу в Тушино. К осени 1956 г. была завершена постройка второго прототипа "С-2", а в октябре начались его летные испытания.
Государственные испытания Су-7 начались в сентябре 1956 года и продолжались с перерывами до декабря 1958 года. Основные проблемы были связаны с крайне ненадежной работой двигателя АЛ-7Ф. Именно это стало причиной списания первого опытного образца 23 ноября 1957 г. и последующей гибели летчика-испытателя ГНИКИ ВВС И.Н. Соколова. В результате вариант АЛ-7Ф Су-7 был выпущен ограниченным тиражом, и было рекомендовано оснастить самолет модернизированным вариантом двигателя АЛ-7Ф-1. Фронтовой истребитель Су-7 выпускался с 1957 по 1960 год, всего было выпущено 132 самолета (серии 1-12). Первые серийные Су-7 были приняты на вооружение летом 1959 года в истребительном авиаполку, дислоцированном на аэродроме Воздвиженка. В 1959-60 годах полк использовался для проведения войсковых испытаний самолета.
Двухместный учебно-боевой самолет на базе Су-7Б был разработан ОКБ в 1962 году, но из-за того, что ОКБ использовало для его создания свой аэродром в Комсомольск-на-Амуре, на его постройку ушло много времени. : первый опытный самолет У22-1 не проходил летные испытания до 25 октября 1965 г., Главным лётчиком-испытателем ОКБ стал Е.К. Кукушев. Заводские испытания самолета проводились в сжатые сроки, всего за два месяца, официальные испытания завершились в мае 1966 г. Учебный самолёт Су-7У выпускался с 1966 по 1972 г. Интересно, что Су-7У поставлялись не только в полки ВВС, вооруженные Су-7, но и в части ПВО, имеющие на вооружении перехватчики Су-9 и Су-15.
Всего за весь период производства было изготовлено 1847 самолетов типа Су-7 всех модификаций, из них 691 самолет поставлен на экспорт в 9 стран мира. Самолеты типа Су-7Б находились на вооружении ВВС СССР до середины 80-х годов. Начиная с 1977 г. Су-7Б постепенно заменялись самолетами типа Су-17 и МиГ-27. ОКБ и ЛИИ использовали Су-7Б для отработки нескольких летающих лабораторий, а именно: 100ЛДУ, разработанного на платформе Су-7У, для отработки системы дистанционного управления ракетоносцем Т-4 («100») и Су -27, а также для испытаний новых спасательных средств на базе Су-7У.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.