Одна из самых обсуждаемых персон в русской истории, этот царь не раз становился источником вдохновения и размышления для мастеров искусства, посмотрим же на самых интересных.
1. Самый безумный
Тут, конечно, равных репинскому просто нет. Художник сумел создать эталонный образ безумия: судорожные движения, глаза, вылезающие из орбит, выражение ужаса на лице.
Один из натурщиков этой замечательной картины в конечном итоге тоже сошел с ума, но вовсе не тот, что изображал Ивана Грозного. Писатель Всеволод Гаршин позировал Репину для создания образа убитого царевича. Спустя несколько лет писатель, страдавший депрессией, которую в те времена не умели лечить, покончил с собой. Может быть, поэтому у картины создалась такая энергетика, что на нее все время покушаются неадекваты.
Кстати, историки полагают, что сына Иван Грозный все-таки не убивал.
2. Самый подозрительный
Виктор Васнецов тоже не прошел мимо истории грозного царя. Его Иван Васильевич спускается по лестнице и весьма недоверчиво косится на зрителя. Подозрительность была одной из самых характерных черт этого правителя: окружение себя любимого опричным войском, состоящим из верных головорезов, как нельзя лучше свидетельствует об этом личностном качестве.
Образ родился у Васнецова во время прогулки: "Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного. В узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный голос".
3. Самый тоскливый
Вячеслав Шварц, не самый известный сегодня художник, также работал над образом царя. Иван Грозный сидит в кресле, погруженный в тяжелые раздумья. Тему, которую разовьет впоследствии Репин, - царь у тела убитого сына - одним из первых начал разрабатывать Шварц. Но здесь не припадок безумия, а размышления отца о погибшем сыне. Удивительно психологичный получился образ.
Любопытно, что сюжет из русской истории художник начал писать в Париже - кто бы мог подумать, что французская столица располагает к подобного рода картинам. В свое время произведение Шварца получило признание публики и критики, а ныне почти забыто.
4. Самый серьезный
Скульптурный портрет Ивана Грозного стал вершиной в творчестве талантливого мастера Марка Антокольского. В отличие от других художников, он не нагружает образ дополнительными фигурами и сопутствующим сюжетом. Иван Васильевич тяжело сидит в кресле, книга, которую он читал, вот-вот упадет с колен, а на лице выражение сосредоточенности, силы и непреклонности.
Эта скульптура восхитила современников причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Впервые произведение русского искусства было куплено иностранным музеем: Кенсингтонский музей в Великобритании заказал слепок с работы Антокольского.
5. Самый суровый
Хотя облик Федора Шаляпина в опере "Псковитянка" не является произведением изобразительного искусства в традиционном понимании этого слова, я не смогла удержаться. Прежде чем выйти на сцену в образе русского царя артист долго готовился к роли и изучал произведения Репина, Васнецова, Антокольского и Шварца, а также консультировался со знаменитым русским историком Василием Ключевским. Вот так подходят к работе по-настоящему великие артисты! Грим Шаляпин всегда делал себе сам, опираясь на собственное видение персонажа.
Кстати, в этом году будет 150 лет со дня рождения Федора Шаляпина.
6. Самый несуразный
Художник Николай Шустов тоже написал Ивана Грозного у тела мертвого сына Ивана, но в этой картине что-то явно пошло не так. Мертвый царевич слишком бел и голова у него странной формы, тело Ивана Васильевича словно бы отсутствует под одеждой - фигура выглядит странно и пугающе.
Николай Шустов окончил Академию художеств, вроде бы получил хорошую выучку, но в историю искусства не вошел - и по этой картине понятно, почему.
7. Самый богатый
Александр Литовченко был неподражаемо хорош в изображении исторической обстановки и всевозможных деталей. Картину эту можно разглядывать очень долго: интерьер, одеяния, предметы быта…
Иван Грозный здесь изображен в последние годы своего царствования, очень старый, он демонстрирует англичанину Джерому Горсею свои богатства. Во время Ливонской войны русские войска использовали в том числе и английские боеприпасы, а доставкой их в Россию занимался вот этот самый Горсей. Он прожил в России около двадцати лет и оставил записки о своем пребывании в стране.
8. Самый испуганный
Художник Михаил Клодт создал инфернальную картину, как царя посещают тени убитых им людей. Жертв правления Ивана Грозного, действительно, было довольно много: и тех, кто был казнен по его прямому приказу, и тех, кто погиб в ходе его правления: из-за войн, опричнины и т.д. Однако историки признают, что среди средневековых правителей жестокость русского правителя вовсе не являлась чем-то особенным - в те времена людей не особенно считали и щадили.
Однако известно, что Грозный был человеком глубоко религиозным и после смерти сына Ивана особенно много каялся и вспоминал убитых им людей. Вероятно, один из таких моментов и представил нам Клодт.
А теперь признавайтесь, какой из этих Иванов Грозных производит на вас наибольшее впечатление?