Ему пожимали руку лидер Кубы Фидель Кастро и президент Демократической Республики Мадагаскар Дидье Рацирака. Впечатлений от выполнения заданий в 39 странах, в которых довелось бывать командиру самолетов Ан-24 и Ан-26 пилоту 2 класса Геннадию Шелудченко, наберется на толстую книгу. Он 8 лет работал на «Авиаэкспорт» (созданная в 1961 организация для поставки за рубеж авиатехники). В гражданской авиации трудился до 1990 года.
Написал генерал-полковнику авиации, чтобы осуществить мечту
Геннадий хотел стать пилотом с детства:
- Во время Великой Отечественной войны мама работала медсестрой в санатории на черноморском побережье, и мы там жили. У меня был друг Коля, мать которого тоже была медиком. Иногда мы с ним наблюдали за воздушными боями над морем. Болели за наших и мечтали: «Вот вырастем большими, обязательно станем пилотами, и будем Сталина возить!»
Шло время. В армии Геннадий сначала обслуживал истребители, потом учился на стрелка-радиста бомбардировщика. После возвращения домой (на тот момент семья обосновалась в Батуми) работал мотористом на катере.
Все было хорошо, но мечта о небе не оставляла:
- Однажды увидел на улице пилота, подошел к нему и прямо спросил: «Как в пилоты попасть? Я в армии был стрелком-радистом. Имею налет 378 часов». Он написал адрес училища. Но там мне сказали, что я «переросток», и по возрасту уже не подхожу. На тот момент было мне примерно 24-25 лет.
Недолго думая, «накатал» письмо генерал-полковнику авиации Евгению Федоровичу Логинову (позже он стал маршалом и министром гражданской авиации СССР).
Спустя некоторое время, мама встречает меня с работы с грозным видом, держа в руке ответ от Логинова: «Ты куда это, сорванец, собрался!?» Распечатал конверт. Радости не было предела! В качестве исключения мне разрешили поступать в летное училище. Если выдержу экзамены и пройду медкомиссию - примут на общих основаниях. Я воспользовался этим шансом, и был принят.
В 1961 году, после окончания Краснокутского летного училища гражданской авиации, попал по распределению в Абакан, где не хватало пилотов.
Какие задания наши пилоты выполняли в разных странах?
Шелудченко довелось работать не только на внутренних рейсах. Ему повезло попасть в сборную команду «международников», которая перегоняла самолеты в государства, в которые их поставлял Советский Союз. Пилотов для работы на «Авиаэкспорт» отбирали по всей стране и отправляли на подготовку в Москву. Там они осваивали непривычные карты и позывные для полетов за пределами СССР и учились ориентироваться над океаном.
В общей сложности, экипаж Шелудченко перегнал за несколько лет в разные государства 57 самолетов Ан-24 и Ан-26:
- Сначала мы добирались из Абакана в Москву, потом - в Киев, где находится авиазавод. Оттуда мы начинали перегонять новенькие самолеты. Если направлялись на юг, то летели через Одессу до Софии, потом на Афины, оттуда - на Мальту и после этого заходили (например) в Ливию, если машину нужно было доставить туда.
После выполнения задания пилоты могли задержаться в дружественных странах, чтобы выполнить там другие поручения Родины: например, перевезти важные грузы или принять участие в воздушном параде.
Ливия: Каддафи и его приближенные любили летать с советскими пилотами
- Мы не только перегоняли в Ливию самолеты, но и оставались для выполнения других важных заданий. Как-то довелось везти по стране Муаммара Каддафи. В полете он вел себя сдержанно, как обычный пассажир. Он и его приближенные очень хорошо относились к советским пилотам и любили с ними летать. Многие понимали и говорили по-русски. Спрашивали нас про семьи. Про то, как живем? Не нужно ли нам что-то?
Куба: Фидель Кастро пожал руку каждому члену экипажа
Простой перегон самолета из Союза на Кубу становился большим приключением с остановками почти в десятке государств. Маршрут на Остров Свободы был таким: Киев-Копенгаген-Глазго-Рейкьявик- Галифакс-Багамские острова-Гавана.
Поступление новых самолетов было важным событием для страны:
- После прилета представитель «Аэрофлота» говорит: ребята, стройтесь возле каждого самолета. Вскоре к нам подошел глава страны. Он сказал спасибо за то, что мы прилетели в целости и сохранности. После этого Фидель Кастро пожал руку каждому члену экипажа.
Нас отвезли в хорошую гостиницу в Гаване, а потом показали столицу. Больше всего меня впечатлил Дом-музей Эрнеста Хемингуэя в пригороде. Удивили экспортные товары из Красноярского края, неожиданно встреченные в кубинских магазинах. Например, ткань из Черногорка.
Китай: дали задание вернуть угнанный самолет в СССР
Одной из запоминающихся командировок стала поездка в Китай:
- Мне неожиданно пришлось лететь в Харбин в декабре 1985 года. Я как раз отдыхал в Ленинграде, и за границу не собирался. Но меня и других ребят отыскало руководство и срочно направило в командировку.
Случилось ЧП: второй пилот Ан-24 угнал самолет с пассажирами, принудив своего командира лететь из Читы в Китай. Естественно, там заставили приземлиться. Удалось успешно сесть прямо на поле.
Пока длилось международное разбирательство по этому случаю (позже угонщик был осужден китайским судом к 8 годам лишения свободы, а затем экстрадирован в СССР), нам было дано задание перегнать самолет обратно в СССР. Его доставили в аэропорт, утрясли формальности, и мы полетели на нем на Родину.
В Поднебесной советские пилоты всегда ощущали на себе повышенное внимание:
- В этой стране за нами постоянно «присматривали» 2-3 человека из местной службы безопасности, следуя поблизости. Порой это раздражало, но ничего поделать было нельзя. Еще в Поднебесной почему-то не любили граждан СССР в форме и при погонах. В посольстве нас об этом предупреждали, но однажды я неосмотрительно пошел гулять по Пекину в форменной одежде. Вдруг на выходе из магазина местный житель рванул меня за погон и начал что-то гневно кричать. Назревал скандал. И тут спас «хвост». Человек в штатском, следивший за нашим экипажем, подошел к грубияну и что-то ему сказал. Тот сразу замолчал и исчез. Но после этого инцидента мы старались в других странах в форме не ходить, если были не на задании. На отдыхе это позволялось.
Мадагаскар: после парада президент пригласил командиров экипажей на прием
По прилету президент Демократической Республики Мадагаскар Дидье Рацирака лично встретил экипаж на аэродроме:
- Он поблагодарил за доставленный самолет. Дал команду отдохнуть, чтобы завтра мы могли выполнить еще одно важное задание.
Нас повезли в Антананариву и поселили в роскошном отеле. А на следующий день мы узнали, что должны спасти от голода жителей южного побережья острова. Не утихал сильный шторм, и корабли с продовольствием не могли подойти. Мы загрузились и повезли им больше трех тонн риса. Доставив, были крайне удивлены, увидев в местных лавках продукты. Разве так голодают? Оказалось, что в силу стойких привычек в питании, мадагаскарцам сложно долго обходиться без риса.
В целом особой нехватки продовольствия я не заметил. Очереди видел только за растительным маслом. Почему-то оно было в дефиците. Однажды Рацирака летал с нашим экипажем по делам и взял на борт бочки с маслом. Его завезли в отдаленные районы.
На Мадагаскаре пилот Шелудченко прожил около года:
- Получилось это неожиданно: мы пригнали самолет, меня вызвал наш посол и предложил: «Командир, не хочешь здесь поработать со своим экипажем?» Я сказал ребятам, мы подумали и решили согласиться. На Мадагаскаре мы возили пассажиров и грузы: по острову и на Африканский континент.
С президентом страны мне довелось общаться не раз. В 1980 году я участвовал в воздушном параде в честь 5-летия Демократической Республики Мадагаскар. По этому случаю собрали пилотов, работающих на острове, и попросили их устроить шоу в воздухе: на подготовку - неделя. Команда подобралась интернациональная: были в ней и представители Мадагаскара, и Франции, и СССР.
Президентский дворец находится на горе, рядом - озеро и стадион. Мы выходили из ущелья и красиво снижались над стадионом: осторожно, чтобы не зацепить здания! А потом заходили на второй круг. Мне запомнился 70-летний французский пилот истребителя. У нас бы медики в таком возрасте к самолету не подпустили, а он такие выкрутасы в воздухе выделывал!
После парада президент пригласил командиров экипажей на прием в свою резиденцию. Собрав нас, глава государства подошел к каждому, пожал руку и поздравил лично. Поблагодарил за полеты и сказал, что все получилось замечательно. Было очень приятно!
Геннадий Шелудченко мог рассказывать о Мадагаскаре и других странах часами. Но он всегда подчеркивал, что никогда не хотел остаться на чужбине.
P.S. Автор статьи несколько раз встречался с пилотом, чтобы записать его уникальные воспоминания. К сожалению, не так давно Геннадий Шелудченко умер.
Автор: Татьяна ЗЫКОВА