Яна уже писала в канале об этом романе, рекомендую начать с него. Я по традиции вытащу в отзыв несколько ассоциаций. Хотя любое талантливое произведение нельзя уложить ни в какие схемы – и роман Чудакова, безусловно, относится к таковым.
Отслеживайте нас в телеграм канале рекомендаций книг
Для меня роман разворачивается в четырех пластах
1. У Солженицына в Романе «В круге первом» один из героев шарашки – художник – рассказывает про картину «Русь уходящая. На картине идут священники, купцы, мещане – все те, кто был сметен революцией. И эта ностальгия и любовь пронизывает роман. Источник этой любви – главный герой книги – дед автора. Можно было бы сказать, что книга о нем, хотя это не конца верно. Дед как раз объединяет в себе вот эти два пласта – свою личность и Русь уходящую. И знаете, мне кажется, автор не конца высветил главного героя. Человек из другого Мира, помещенный в новую, враждебную среду – насколько он был одинок в нем, сколько надо было иметь мужества, чтобы выжить и тянуть семью, и видеть при этом, что эта среда влияет и перемалывает близких.
2. Мир предметный. Обязательно читайте издание с дневниками автора в конце книги. Они многое поясняют. Там он сравнивает и подчеркивает сходство своего понимания предметного Мира с Миром Похлебкина. Вы читали книгу последнего «Чай и водка в истории России»? Но про книги рецептов от Похлебкина точно должны были слышать. Все эти ритуалы, церемонии, процедуры заваривания и т.п… Первое, что бросается в глаза в книге Чудакова – невероятное количество «технических» деталей. От того, как косить сено, до того, как делать сахар в домашних условиях. И это не приедается, не надоедает! Это удивительно, но детали вовлекают в повествование и создают ткань всего произведения.
3. Язык. Этот пласт пересекается со вторым, роман можно читать просто за язык. Сейчас, наверное, осталось мало читателей, кого можно увлечь языком, но этот роман для таких ценителей. Я сам – порождение советской системы образования и жалею, что мне выпало счастья общаться с такими носителями русского языка. На старости лет пытаюсь добрать….
4. «Град обреченный» Стругацких. Если первые три пласта понятны и очевидны при чтении романа, то ассоциация со Стругацкими может удивить читателей романа. Но если вдуматься, то в Чебачинске – вымышленном городе романа – собрались столь же разнополярные люди, что и в романе Стругацких: бывшие священники, ссыльные ученые, бывшие зеки, переселенные чеченцы, уголовники, авантюристы – и всем им пришлось уживаться вместе. И вот эти поиски и попытки найти смысл, объяснить себе происходящее. Можно было бы даже позавидовать автору за то, что судьба свела его с такими людьми, если не понимать, что за этим всем стоит человеческая боль. Вспоминается один из героев Солженицына, который пошел в тюрьму, поскольку в ней были лучшие люди России.
Автор ушел из жизни в 2005 году, до последнего дня вел дневники. Для меня эти дневники как продолжение романа. Сердце щемит при прочтении дневников от чувства печали и надвигающейся беды….