Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Земун» – слегка сумбурная, но красивая притча в стиле мистического истерна

Оглавление

История про языческую славянскую корову Земун, покровителя земледельцев Велеса и сына пастуха, которого искушает демонюга от дикого капитализма. Выполнена как истерн с некоторой долей мрачного волшебства.

Велес учит Егора патриотизму, предлагая пожевать землицы. Кадр из к/ф «Земун».
Велес учит Егора патриотизму, предлагая пожевать землицы. Кадр из к/ф «Земун».

Уволенный за судимость Егор (Евгений Ткачук) бредет по ночному городу на фоне величественных градирен (города тут мало, но он не менее красив, чем природа) и видит в луже отражении Небесной Коровы Земун, что приходит, когда отлетает душа пастуха.

В мир иной ушел Прохор, отец Егора. Поэтому (работы все равно нет, да еще коллекторы достают) герой едет решать вопросы с похоронами и наследством: последнее надо обсудить с братом Пашкой (Иван Решетняк).

Отец говорил, что надо нарастить стадо до 300 голов. Завещал продолжать фермерство. Егор узнает, что в селе возник некий Глеб (Олег Ягодин), что скупает паи, и ему был должен отец. Планируя похороны со старыми дружками, узнает детали находки тела отца. Вроде, ничего особенного...

Истерн-разборки. Кадр из к/ф «Земун».
Истерн-разборки. Кадр из к/ф «Земун».

Глеб, замышляющий в этих местах какую-то геологию, советует Егору быстрее продавать стадо. Егор за, Пашка против. Вот и конфликт готов. Постепенно Егор понимает, что семья в опасности дело идет к истерну. Концовка не сулит веселья: корова Земун продолжает являться герою.

Стильно и жанрово

Во-первых, это красиво. Всегда так пишу, когда на экране благодать. Степь, курганы, овраги, речка с купальщиками, коровы на рассвете, колодец-журавль, свежий воздух, покатушки на стареньком мотоцикле «Иж».

Хороший боевик. Прямолинейный и четкий, смешанный с брутальной немногословной семейной драмой. И все это с атмосферой какой-то среднерусской провинциальной готики, для которой не придуманы устойчивые названия, потому что бывает такое крайне редко.

Олег Ягодин снова играет негодяя с сильным даром убеждения. Кадр из к/ф «Земун».
Олег Ягодин снова играет негодяя с сильным даром убеждения. Кадр из к/ф «Земун».

Вряд ли кино наберет большую армию фанатов, так как как жанровые традиции тут жестко нарушаются. Один из твистов даже ставит под вопрос значительную часть действия. Но при этом, если не обращать большое внимание на результат, за «участие» авторы заслужили похвалу.

Бытовуха и притча

Как почти нищий Пашка держит 80 коров? Это можно при штате хотя бы в десяток сотрудников, при наличии аппаратуры для доения, один пастушок-волонтер хозяйство не спасет. Может, дело сказал Глеб: продать стадо разумнее, если хозяин из Пашки (и отца, судя по всему) так себе? Как вообще живут-могут люди в этой постэйпок-деревне, сказать сложно. Также можно удивляться, как нелепо происходят бандитские покушения.

Разрушенное хозяйство Велеса. Кадр из к/ф «Земун».
Разрушенное хозяйство Велеса. Кадр из к/ф «Земун».

Эти бытовые вопросы отпадают, если учесть, что тут притча про семью, корни, родную землю. Даже где-то про спящее самосознание, а также про умирающую деревню.

Притча эта непроста (или слишком наивна, скажем так). Например, чисто по политологии я не просек спич Власа (Вячеслав Гардер), как бы бога Велеса, друга земледельцев. Он судачит о капиталистах, что заставляют землю есть, но есть ее не так плохо, это насыщает патриотизмом... при этом, саркастически высказываясь в адрес капиталистов, он со всей душой к ковбоям, которые тоже бизнесмены, правда, неудачные.

Брат за брата. Кадр из к/ф «Земун».
Брат за брата. Кадр из к/ф «Земун».

Пожалуй, притчи многовато, она доминирует над «жанром». И даже, хоть и звучит странновато, над просто мистикой. Поэтому под конец кино может разочаровать тем, что отнимает у нас заслуженные вестерн-кульминацию и развязку. Но смотреть можно, если много не думать. Или наоборот: если хорошо поразмыслить и перед просмотром почитать справочники.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!