Дядя у меня работал в Климовске, на патронном заводе. Помню, в детстве я был очень сильно удивлён, когда он сказал, что сначала конструируют патрон, а уже потом, под него, проектируют оружие. Между тем так оно и есть, ведь патрон - расходный материал, который нужно производить в громадных объёмах, более того, одним и тем же патроном "питаются" разные системы. Например, принятым на вооружение в СССР в 1930 году патроном 7,62×25 мм ТТ можно было стрелять из пистолетов ТУЛЬСКИЙ ТОКАРЕВА (ТТ) и "Балтиец", из ПИСТОЛЕТОВ-ПУЛЕМЁТОВ ШПАГИНА, ДЕГТЯРЁВА, СУДАЕВА. Созданный ещё в 1902 году патрон 9×19 мм Парабеллум в дальнейшем питал магазины ПИСТОЛЕТОВ ЛЮГЕР, ВАЛЬТЕР, пистолет-пулемёты MP 38, MP 38/40, MP 40 и множество другого вооружения. А патрон 7,62×54 мм R можно использовать не только в ВИНТОВКЕ МОСИНА, но и в ПУЛЕМЁТАХ МАКСИМА, МАДСЕНА, ШКАС, РУЧНОМ ПУЛЕМЁТЕ ДЕГТЯРЁВА (ДС), САМОЗАРЯДНОЙ ВИНТОВКЕ ТОКАРЕВА (СВТ), СНАЙПЕРСКОЙ ВИНТОВКЕ ДРАГУНОВА (СВД), карабинах "Вепрь" и "Тигр", и т.д.
А у японцев во время русско-японской войны был патрон 6,5×50 мм Арисака, который использовали в созданной под него одноимённой винтовке.
Сначала японцы закупали для своей армии иностранное вооружение и боеприпасы. В частности, они пользовались ВИНТОВКОЙ РЕМИНГТОНА под патрон .50-70 Government, ВИНТОВКАМИ МУРАТА под патроны 11×60мм Мурата и 8×53мм Мурата и т.д.
Но оказалось, что всё это добро малорослые и слабосильные японские солдаты используют слишком неэффективно, ибо разработанные "под европеоидов" винтовки для них слишком тяжёлые, отдача чрезмерно мощная, боекомплект весит немерено и т.д.
Поэтому новый начальник стрелкового отдела Токийского арсенала полковник Нарякира Арисака принял нестандартное решение: уменьшить калибр будущей винтовки до 6,5-мм. Взяв за образец итальянский 6,5-мм патрон от ВИНТОВКИ МАНЛИХЕР - КАРКАНОН, он разработал оригинальный патрон, впоследствии названный его именем.
Довольно массивную (10,45 г) пулю навеска бездымного пороха массой всего 2,28 г разгоняла до скорости 710 м/с. Но и это Арисаке показалось много, в результате он решил ещё больше сократить количество пороха, доведя его до 2,04 г. Гильза имела длину 50,7-мм, что, кстати, позволяло обозначить ее параметр как 6,5×50, так и как 6,5×51 мм (это иногда приводит к некоторой путанице в обозначениях).
Что это дало? Тупая пуля с мельхиоровой оболочкой и сердечником из свинца развивала скорость на вылете из 800-мм ствола 725 м/сек. Порох из гильзы при такой длине ствола сгорал целиком, поэтому дульного пламени при выстреле практически не возникало, а звук его был негромким. Именно с такой винтовкой «Тип 30» образца 1897 года японские солдаты вступили в войну с Россией. И сразу же после ее окончания, а именно в 1906 году, на вооружение была принята новая винтовка «Тип 38», улучшенная по ее опыту.
Любопытно, что для ручных пулеметов изготавливали специальные патроны с ещё меньшим зарядом пороха - до 1,9 г., что помогало японским пулеметчикам переносить большой запас патронов. Такие патроны от обычных не отличались, но имели на коробке специальный опознавательный знак.
Как можно убедиться по фото, гильза патрона к ВИНТОВКЕ МОСИНА имеет закраину, к ВИНТОВКЕ МАУЗЕРА - кольцевую проточку. А у гильзы ПАТРОНА АРИСАКА есть и то и другое.
Сначала пули были тупоконечными. Но потом, когда достоинства патрона в целом и созданных под него винтовок оценили в других странах, было налажено производство остроконечных пуль массой 8,9 г и с цилиндрической донной частью. Эта пуля имела утолщенную оболочку в головной части, но так как мельхиор по сравнению со свинцом имел меньшую плотность, центр тяжести такой пули смещался назад, что положительным образом влияло на ее устойчивость на траектории и одновременно повышало ее бронебойные свойства. В 1942 году мельхиоровую оболочку пули заменили биметаллической – у Японии были серьезные проблемы с сырьем. Заряд из бездымного пороха массой 2,15 г позволял развить в канале ствола давление до 3200 кг/см2 и разогнать пулю до 760 м/с.
Что же касается конструкции винтовок, то у них была одна очень характерная особенность - наличие крышки ствольной коробки, которая открывала ее одновременно с движением затвора. Благодаря этому ни грязь, ни песок, сыпавшиеся при разрывах снарядов на головы солдат, не могли попасть в механизм.
После русско-японской войны производство таких патронов и винтовок было налажено в ряде стран, в частности, в Англии. Именно там Россия во время Первой мировой войны закупала их для нужд своей армии. Делали их и на Петербургском патронном заводе, но сравнительно малыми партиями, по 200 тысяч штук за месяц.
В общем, патрон был довольно удачный, но... не наш. Возможно, это сыграло роковую роль в судьбе нашего первого собственного автомата, который сконструировал российский оружейник Владимир Григорьевич Фёдоров. (Про АВТОМАТ ФЁДОРОВА, разработанный именно под японский ПАТРОН АРИСАКА, я ещё расскажу.)
А вот касаемо ВИНТОВКИ АРИСАКА «Тип 38» образца 1905 года можно отметить, что она получилась очень удачной, лёгкой и мощной, несмотря на меньший, по сравнению с ВИНТОВКОЙ МОСИНА, калибр. Патроны 6,5×50 мм обладали уменьшенным импульсом отдачи, что положительным образом отражалось на меткости стрельбы. А взять их с собой можно было больше, потому что весили они меньше. Да и сама ВИНТОВКА МОСИНА весит 4,5 кг, а АРИСАКА - 4,12 кг.
Ещё одна интересная особенность: ВИНТОВКУ МОСИНА пристреливали с примкнутым штыком. Это значит, что если штык снять, балансировка нарушается, а значит, падает и точность стрельбы. АРИСАКУ же пристреливали без штыка, который больше походил на малый самурайский меч.
И уж совсем невероятным кажется тот факт, что по итогам исследований, проведённых в 1914 году упомянутым полковником Фёдоровым, ВИНТОВКА АРИСАКА, «Тип 38», продемонстрировала избыточные показатели точности (!!!), а также оказалось, что ее производство обходится дешевле, чем ВИНТОВКИ МОСИНА.
Но в те времена ещё слишком сильны были стремления сохранить калибр 7,62 мм, который казался по определению лучше, чем 6,5 мм. И даже много позже, когда было предложено перейти на 5,45 мм, сработал тот же аргумент - мол, да вы что, это же уменьшение калибра, то есть снижение мощности, как вы можете такое предлагать!!!
Впрочем, это тема отдельного разговора.
Барон Арисака Нариакира (5 апреля 1852 года - 12 января 1915 года) - генерал-лейтенант Императорской армии Японии, один из ведущих разработчиков оружия в японской истории.
Родился в Ивакуни, провинция Суо в семье самурая-вассала княжества Тёсю. Вырос в семье оружейного мастера Арисака Нагайоши, который считал его сыном и дал ему свою фамилию.
Служил в армии, где привлёк внимание генерала Мураты Цунеэси (создателя ВИНТОВКИ МУРАТА), и был назначен на должность в Токийском арсенале.
Разработал винтовку "Тип 30", 75 мм горную пушку "Тип 31". Правда, ранние образцы оказались не особо удачными. Но более поздние разработки, в частности, "Тип 38", получили всемирную известность. Эту винтовку японцы использовали вплоть до конца Второй мировой войны.
В 1906 году, после победы Японии в войне с Россией, Арисака был награжден орденом Золотого коршуна второй степени и получил звание генерал-лейтенанта. В 1907 году он получил титул барона и был принят в ряды высшей японской аристократии. В 1910 году его наградили орденом Священного сокровища первой степени.
В общем, награды нашли героя.
P.S. Всё-таки во Второй мировой войне выяснилось, что 6,5 - маловато будет, чтобы воевать с китайцами и одним выстрелом убивать сразу нескольких, нужен более мощой патрон. Поэтому уже после смерти самого Арисаки был разработан патрон, который тоже носил его имя - 7,7=58 Арисака. И винтовка "Тип 99" под него.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!