Я абсолютно уверена, что сумасшествие не является источником творческой мысли, а наоборот - сильно ей вредит. Источником творческой мысли является сам человек. Употребляя психиатрическую терминологию к художнику, да и к любому человеку, мы начинаем смотреть на его творчество как на продукт помешательства, а следовательно какой-то ущербный продукт.
Психиатры утверждают, что Ван Гог страдал шизофренией. Для журналистов и публики, он – образец безумного гения. Рассматривая Ван Гога и так называемых шизофреников как душевнобольных, мы не только отказываем им в последних остатках достоинства и индивидуальности, мы также отказываем и себе в возможности понять их, и просто лучше понимать состояния человека.
(Т.Сас "Освобождение через притеснение. Сравнительное исследование рабства и психиатрии")
За полтора года до самоубийства у Винсента Ван Гога случился нервный срыв, он отрезал себе мочку уха и подарил некой проститутке, а сам практически слег. В таком жалком состоянии он был помещен в психиатрическую клинику.
Но это не было сумасшествие, хотя Винсент и говорил сам, что ему самое место в психиатрической больнице. В письмах брату он не раз жаловался, что люди его не понимают, что его творчество отвергают, а его поступки осуждают:
Когда постоянно слышишь: «Ты сумасшедший», или «Ты разрываешь семейные узы», или «Ты неделикатен», тебе, если ты не лишен сердца, поневоле приходится протестовать со всей энергией.
...люди здесь не плохие, они только ничего не понимают и, видя, как я делаю рисунок большими штрихами и процарапанными линиями, которые для них лишены всякого смысла, предполагают, вероятно, что я просто сумасшедший.
...прогнившая официальная традиция еще держится, но, по существу, она уже творчески бессильна; однако на одиноких и нищих новых художников смотрят покамест как на сумасшедших; и они — по крайней мере с точки зрения социальной — на самом деле становятся ими из-за такого отношения к ним.
Прибавьте сюда постоянное безденежье, переполняющее его чувство долга по отношению к брату, который спонсировал его практически всю жизнь, плохое питание, холодные комнаты, неустроенную личную жизнь и можно немного представить себе трагедию этого человека. И в подтверждении этого, он писал своему брату:
Насколько я могу судить, я не сумасшедший в прямом смысле слова... Я требую одного — чтобы люди... не совались в мои дела и дали мне спокойно писать мои картины, есть, спать и время от времени совершать вылазку в публичный дом (я холостяк).
Психиатрическая больница была дня Ван Гога скорее убежищем, там он чувствовал себя спокойно и защищенно от внешнего мира. Он поддерживал дружеские отношения с лечащим врачом и даже рисовал его портрет (портрет доктора Рея), жаль лечащий врач не ценил творчества пациента, хотя и помогал ему справиться с приступами душевной боли.
Доктор Гаше
После лечения в клинике у доктора Рея и до самой смерти Винсент лечился в клинике врача-гомеопата Поля Гаше, который тоже интересовался живописью и рисовал. Поначалу Винсент считал его эксцентриком, подверженным нервному беспокойству, как и сам Ван Гог, позже он нашел в нем друга и второго брата, так как они были похожи и физически, и умственно, часто бывал у него дома.
Портрет Поля Гаше исполнен меланхолии или хандры, хотя, если взглянуть на его более раннее фото, то глубоко посаженные глаза, опущенные к внешнему углу глаз надбровные дуги - это его характерная особенность. Однако меланхолия все же присутствует - в его позе, расположенной по диагонали картины, как бы отклоненной в обратную сторону от восходящего направления.
Если доктор Рей выглядит очень живым и заинтересованным, уверенным в себе, с яркими красными губами и усами, похожими на завитки обоев за его спиной, то Гаше глубоко скучает, облокотившись на руку. Возле него лежат две популярные в то время книги писателей братьев Гонкур «Манетт Саломон» и «Жермини Ласерте». Мы не знаем, случайно ли они оказались там, но последний из романов наиболее известен. Из отзыва одного читателя: "Я никогда не читала ничего, где бы настолько сильно выражалось отвращение и презрение ко всему миру".
На переднем плане портрета в стакане веточка наперстянки, лекарственного растения, которое возможно указывает на то, что Гаше - врач. Веточки также наклонены влево, как и фигура Гаше, как и штрихи кисти на фоне за его спиной еще более усиливая чувство ханды. Доктор Гаше как будто сочувственно слушает жалобы отчаявшегося пациента Ван Гога.
Ван Гог не переставал писать в период лечения за исключением моментов, когда ему было особенно тяжело, он пишет Тео о приступах, которые снова возобновились вопреки прогнозам Гаше. Однако не болезнь души стала тому виной, а "чувство предельной тоски и одиночества". Тео сетовал на безденежье и семейные тяготы, торговля картинами шла плохо, Винсент чувствовал, что является обузой для брата, хотя и считал его чуть ли не соавтором своих полотен:
Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют спокойствие...
Мы создали их, и они существуют, а это самое главное, что я хотел тебе сказать в момент относительного кризиса...
Эти строки из письма, которое Винсент так и не отправил Тео. Письмо нашли у него в кармане. Винсент застрелился на пшеничных полях, тех самых, которые выражали его предельную тоску и одиночество.
Если вам понравилась статья, поставьте лайк, подпишитесь и оставьте комментарий.