В августе 1186 года на рыцарском турнире в Париже погибает младший брат Ричарда – Джеффри. У Ричарда остался всего один брат – Иоанн. Глава семейства всем своим поведением показывал, что покладистый младший сын для него несет гораздо большую ценность, нежели строптивый и высокомерный старший наследник. Разлад между Генрихом II и Ричардом набирал обороты и принимал новые формы. Будучи герцогом Аквитании, Львиное сердце предпочитал вести самостоятельную политику, не сковывая себя ни узами родственных отношений, ни вассальной присягой.
В качестве примера тлеющей размолвки отца с сыном можно привести ситуацию с войной против Франции. Так как Филипп поддержал Генриха молодого, Джеффри и Иоанна в противостоянии с Ричардом в 1183 году, то после примирения семьи в 1184 году, оружие англичан обратилось против французского короля. Филипп II, интригуя против Плантагенетов, даже не подозревал, что окажется крайним в этом запутанном уравнении. Тем не менее, молодой французский король оказался крепким орешком, ему удалось не только сдержать вторжение англичан, но и перейти в наступление. Генрих II, чувствуя, что дальнейшая война с Францией принесет лишь проблемы, предложил Филиппу заключить мир. 25 марта 1187 года в Нонанкуре был подписан мирный договор между двумя королевствами. Ричард отказался участвовать в этом, сославшись на то, что он формально является вассалом короля Франции и не обязан следовать предписаниям непонятного английского монарха.
Отказ от англо-французского мира дорого стоил Аквитании, так как Ричард в процессе потерял несколько важных замков и городов. Вернуть аквитанского герцога в реальный мир удалось лишь после известия о падении Иерусалима. После этой новости Ричард сам запросил мира у Филиппа II, мотивируя это необходимостью скорейшего путешествия в Святую землю для борьбы с неверными.
Возможность отправить английского смутьяна на Ближний Восток стала большим подарком для Филиппа II, он без промедления назначил встречу с аквитанским герцогом для подписания мирных соглашений. Во время этой встречи, король Франции обмолвился, что ему не нравится то, в каком статусе пребывает его сестра Адель. В прошлой статье я упоминал, что французская принцесса, предназначенная для замужества с Ричардом, более десяти лет пребывала в Англии, и Генрих II использовал ее в качестве любовницы. Львиное сердце прекрасно знал об этом, но услышав такие «новости» из уст французского короля, состроил удивленную гримасу и стал громко возмущаться распутством отца.
Чтобы не терять времени зря, Ричард принял крест из рук французского епископа Варфоломея из Тура. Филипп II, дабы выказать свое почтение замыслам аквитанского герцога, велел ввести новый налог для церквей – «саладинову десятину», которая должна была пойти на финансирование крестового похода, тоже самое сделал Ричард в Аквитании. Генрих II поддержал предприятие сына, введя десятину в своем королевстве, но вовсе не по причине отцовской гордости за праведный пыл сына, скорее по причине минимизации дестабилизирующего влияния наследника на сложившиеся порядки в королевстве.
Подготовке Ричарда к крестовому походу помешал нетерпеливый Раймунд Тулузский, которому приспичило поднять очередное восстание баронов в герцогстве. Наследник английской короны взял в плен рыцаря из свиты Раймунда за отказ идти в Святую землю. Тулузский граф, вместо того, чтобы поругать нерадивого рыцаря и примириться с королем, захватил двух рыцарей Ричарда, предложив ему обмен заложниками. Герцог отказался. Началась война. Просто так. Из-за ничего. Как же я люблю средневековье!
Раймунд обратился к французскому королю, чтобы тот поскорее урегулировал конфликт, так как войска аквитанского герцога шли быстрым маршем к Тулузе. Король Франции вместо посредничества сам вступил в конфликт, захватив несколько городов Ричарда. Узнав о действиях Филиппа II, Львиное сердце резко сменил цель, осадив замок Рош. Ему удалось захватить крепость и пленить Гийома де Барра, одного из ближайших сподвижников Филиппа. Вновь на горизонте замаячила большая войнушка Франции и Аквитании. Так бы и случилось, не вмешайся Генрих II с предложением посредничества. В качестве третейского судьи он предлагал ирландского архиепископа Иоанна Камина.
Прежде чем основательно сесть за стол переговоров, Ричард и Филипп II несколько раз встречались и обсуждали условия соглашений. Когда, наконец, ребята пришли к единому мнению, то устроили сходку в Бонмулине 18 ноября 1188 года, куда позвали и главу семейства Плантагенетов. Подписание мира прошло быстро, так, буквально будто бы никто и не ссорился. Но на повестке возник другой вопрос – положение Ричарда в английском королевстве, в этот момент Генрих II изрядно напрягся.
Французский король, в очередной раз, справился о здоровье своей сестрички у английского монарха и поинтересовался, когда же, наконец, они с Ричардом станут полноценной ячейкой общества. Вполне вероятно, смущенный Генрих отвечал уклончиво, рассуждая о институте брака и семейных ценностях. Затем, любезный Филипп, лукаво улыбнулся и во всеуслышание потребовал у английского короля передать Ричарду все континентальные владения Англии. Генрих II ответил отказом, сразу же после этого Львиное сердце достал меч, встал на одно колено и принес вассальную присягу французскому королю за все английские континентальные владения как непосредственный их правитель. Отец Ричарда, не желая участвовать в фарсе, прервал встречу и отправился восвояси, сказав сыну пару ласковых перед отбытием. Герцог Аквитании и французский король поехали в Париж, общаясь, будто лучшие друзья, там, они провели вместе Рождество.
В 1189 году Ричард выступает против своего отца при поддержке Филиппа II. Львиное сердце совершает набег на Ле-Ман, в этот момент там находился английский король. Филипп с войском берет Тур. В этом конфликте Генрих II ведет себя нерешительно, часто медлит. Вполне вероятно, сказывается возраст и понимание своего безвыходного положения, ведь старший сын, стяжавший славу на поле боя, а также популярность в народе, поднял свое оружие против немощного отца. Кто знает, как развернулись бы события, застань Ричард Генриха не в таком преклонном возрасте. Но жестокая реальность диктовала свои порядки. 4 июля 1189 года английский король дал последнее сражение Филиппу II и Ричарду. В битве при Баллансе Генрих II потерял всю свою армию и ретировался с поля боя. Английский король, на тот момент, сильно болел и стремился как можно быстрее заключить мир с Францией и собственным сыном.
Прежде чем подписать соглашения о прекращении боевых действий, короли Франции и Англии предоставили друг другу список своих союзников, чтобы соблюсти интересы всех участников конфликта. Получив список союзников Филиппа, Генрих удалился в замок Шинон, где попросил своего ближайшего соратника Уильяма Маршала огласить ему имена всех сторонников французского короля. Первым в списке значилось имя младшего сына – Иоанна. После этого Генрих велел не читать дальше, отвернулся к стене и оставался неподвижен в течение дня, а утром умер.
Вести о смерти отца вызвали у Ричарда противоречивые эмоции. Корона Англии теперь принадлежала ему, но какой ценой? Теперь необходимо было похоронить предшественника с почестями и организовать собственную коронацию. Чего-чего, а головной боли у Львиного сердца прибавилось. Филипп II был хорошим союзником для аквитанского герцога, но станет ли он таковым для английского короля? Но был в этом один приятный момент, если все-таки Ричарду удастся навести порядок в королевстве, то он сможет отправиться в крестовый поход и отвоевать, наконец, Иерусалим у неверных.
О первых шагах Ричарда в качестве короля Англии мы поговорим в следующей серии.
Благодарю за прочтение статьи! Если было интересно/весело/необычно (в хорошем смысле), обязательно ставьте лайк и подписывайтесь! Ваше внимание очень поможет каналу в развитии!