Часть 3. Неприятные ситуации и первые реальные успехи
Утром мы, изрядно продрогшие, в очередной раз воскресаем и готовимся к новому дню. Сегодня распределение «по Гаусу» задач экспедиции.
Первая группа идет в разведку второй пещеры, которую открыли в мае 21 года и в последний день так же не смогли дойти до дна. Рабочее название пещеры Петровская (ибо открыта Петром). Известная часть колодца сыпется, также как и Миссионерская, работать надо осторожно – туда идет двойка из опытных участников. Пещера повалила, ребята дошли до первого дна, и уткнулись в вертикальную узость-щель. При таких условиях снимать навеску было глупо, поэтому они вышли назад, дабы на следующий день продолжить работы.
Вторая группа идет с инженерными задачами в Миссионерскую – надо расколоть камень, чтобы начать копать завал вдоль коренной стены. Но из-за утренних перетрубаций ребята не уследили, что забыли в лагере инструменты для работ и жалкие попытки расколоть камень, мешающие начать забой, с помощью лишь одного перфоратора естественно не увенчались успехами. Почему они не прислали двойку в лагерь (их там четверо было) мне непонятно, лагерь всего в получасе ходьбы.
Третья группа пошла вместе с Хасиком в пещеры Свистящая и МГУ-19-7 - там были задачи обучить ребят инженерному прохождению узостей. А Хасик, вместе с ружьем, должен был проверить Свистящую на наличие мишки. Прошлой зимой там было конкретное лежбище со свежими следами, и мы знатно старались там оставить свои следы, дабы мишка туда не ходил, но за 2 года все, естественно, выветрилось и вымылось втекающими в него потоками со склонов. Пока одна тройка продолжила ковыряться в Подкалиберной (там была названа МГУ-19-7), вторая тройка запустила сигнальную ракету в Свистящую и, убедившись, что мишки там нет, проверила состояние решетки на входе и состояние забоя за ней. Решетка выдержала, все крупные камни и ветки остались в первом зале, подняв уровень пола на полметра, но вот мелкие камни полностью замыли все труды прошлых экспедиций. Так что копать дальше в Свистящей совершенно бесперспективно, надо искать другие входа, ибо там есть объем как по тяге, так и по объему втекающей туда воды. Плюс группа из Подкалиберной тоже забыла компоненты для инженерных работ, но тут у них хватило совести послать двойку в лагерь за ними.
Четвертая группа пошла в Яму со следующими задачами:
- топосъемка пещеры – лейка с утра была откалибрована, топосъемка сделана;
- сбор пещерной живности – кого они там насобирали я не смотрел, ибо не разбираюсь в оной;
- заглянуть во все ответвления колодца – сделано, никаких продолжений нет;
- снятие навески – успешно сделано.
Но в этой группе произошла вторая неприятная ситуация. Вчерашний участник (тот, что не смог спуститься в Амшэ) был назначен единственным мальчиком в группу (чисто для морального спокойствия троих девочек), все же вчера рядом бегал мишка. Еще с вечера ему было сказано, что выход ранний, топосъемщик должен был после Ямы бежать снимать топосъемку Миссионерской на обратном пути. Утром, в районе 10-ти утра было озвучено еще раз, что выход через час, который нужен на калибровку лейки. Оная была завершена на 15 минут раньше, и руководитель стал собирать участников. Но мальчика нигде не было, а вернувшийся с родника водонос, сказал, что тот моется на роднике и просит его не ждать. Сказать, что после такого я выпал в осадок это ни сказать ничего. Срочно перетряхиваю группу, оставшуюся в лагере на заготовке дров и отправляю в Яму другого участника. Пусть и с опозданием, но группа все же выходит в пещеру.
В лагере остается дежурный и группа буратино, задача которых наделать дров на оставшиеся дни экспедиции – ибо с завтрашнего дня обещают возможность осадков, а дрова нужны сухие. Помимо дров буратино также натягивают тенты и тараканят воду с родника. Когда дрова были напилены я беру пилу, пильщика, рацию и мы отправляемся пытаться вытащить мою машину из грязевой ловушки, благо она подсохла, а все утро я занимался ремонтом порванной цепи для колеса.
Ближе к обеду к нам в лагерь приходят водители второй машины, приносят транс со своей личкой для посещения пещеры (один из водителей самый опытный топосъемщик «команды»). От них мы узнаем, что машина помощи, что была вызвонена Хасиком из Афона, приехала и благополучно сломала еще и свою пятитонную лебедку. Засевшая же машина все еще торчит в яме на дороге и никуда не собирается деваться. Пообещав, что водитель-топосъемщик прискачет завтра утром налегке (снарягу-то они принесли сегодня) с целью отснять пещеру мы прощаемся. Они идут вниз, к машине, мы вверх, но тоже к машине.
Придя к уазу я еще раз критически осматриваю положение, но уже не уставший. Между делом мы одеваем цепь и расчищаем пространство от веток. Вперед выезжать нельзя вообще, войду левой бочиной в ствол дерева, ибо уклон и легкую жопку сносит в его сторону. Собственно, дерево естественный ограничитель в случае чп. Назад на прямых колесах тоже не выехать по тем же самым причинам. Пилить дерево ох как не хочется, основная масса висит прям над крышей машины. Принимаю решение сдать назад с выворотом руля так, чтобы меня понесло по склону вниз, но не боком, а жопой. Там дальше лежит большой ствол и совсем в обрыв машина не улетит. Теоретически.
Начинаю сдавать и чувствую, что машина кренится и ее несет, а переднее правое колесо повисло в воздухе. Риск перевернуться совсем не иллюзорный, поэтому я поддаю газку и успешно сползаю по склону на колесах. Попытка развернуться или выползти мордой вперед на склон заканчиваются фиаско, машина просто закапывается в грязь, не спасают ни ветки под колеса, ни цепи. Понимая, что еще немного и надо будет бежать за трактором, принимаю отчаянное решение и вывернув руль до упора газую задом по склону. Так как на пустой машине у меня морда заметно тяжелее этот финт ушами заканчивается успехом, и я выезжаю на твердую поверхность. Упаковав вещи, мы поднимаем машину на перевал, на границу снегу и довольные собой возвращаемся в лагерь, где буратинки сложили такую знатную поленницу из елки и бука.
Кажется, все идет если не замечательно, то хотя бы приемлемо. Например, ночью у нас приемлемо холодно.
На следующий день водитель-топосъемщик не пришел. Увы и ах. Так что дальше засылаем топить нашего, малоопытного. Вчера дождя не было, сегодня обещают. А еще одна из собак, которую мы покормили из жалости, ибо она начала уже землю от голода есть стала бросаться на нашу собаку, приходится применять силу, чтобы ее прогнать. Но обо всем по порядку.
А между тем дефицит веревок все же давал о себе знать. И мне снова пришлось перекраивать планы, так как Петровская "повалила", но я твердо обещал, что все новички сходят до дна Голубой Вертикали (пока это самая глубокая пещера района). Изначально у меня был план так же навесить притоки - Сахарный меандр и Лыбовый приток, но дефицит ресурсов эту идею пофиксил на корню.
Итак, чтобы все успели сходить в Вертикаль, ее надо вешать на 2 дня. 6-ого обещают 33 мм осадков и это значит, что в Вертикали в этот день не должно быть ни новичков, ни второгодников. Еще свежий в памяти события мая 21 года, когда во время дождя в 5 метрах от входа опытнейший участник тронул мокрый язык каменного наноса и он сошел на него. Только чудом он там и не остался в виде таблички (кстати именно после этого случая мы там повесили веревку на входе, в обход наноса). В этом году я увидел, что паводками весь нанос обрушило вниз и на данный момент веревка на привходовом уступе не требуется. Что-то меня унесло с нити повествования.
Итак, ранним утром, до завтрака, двойка бежит в Миссионерскую снимать веревку, которая мне нужна в Вертикали (кроме меня быстро повесить ее просто некому). В этой поездке работы в той пещере, увы, закончены. Пока я дожидаюсь веревки, распределяю и отправляю остальных участников.
Пятерка человек уходит продолжать инженерить в Подкалиберной. Она не то чтобы валит, но уверенно продвигается вперед и вниз, с заметной тягой.
Тройка человек отправляется в Петровскую, с целью расширить узость и сунуться дальше. Несколько простых манипуляций с кувалдой и перфоратором и узость становится более проходимой. Правда вторая задача - сделать топу известной части пещеры в итоге выполнена не была, но и пещера не заткнулась. Кстати, это первая пещера в этой поездке, взявшая "железную дань" - во время одной из проходок в трещину вниз улетела кувалда. В общем так как пещера продолжилась ребята снова не снимали навеску - завтра их ждало продолжение.
Кстати, личное наблюдение, основанное на опыте. В команде инженеров должны быть люди одинаковых ГАБАРИТОВ, ибо если один - более маленький - пролезет в узость и там с ним что-то случится, более большой ему ничем помочь не сможет. Именно поэтому мгу-19-7 была переименована в Подкалиберную (они ковыряли под свой калибр), ибо повалила она после того как там парой стали работать два худых полурослика.
Четверка человек во главе со мной топает в Голубую Вертикаль. Пока я навешиваю Кафельный колодец, они ползают по притокам в верхней части. Она, кстати, не снята нормально и не исхожена, там есть ходы, где нет следов человека. Задача следующей экспедиции полная топа верхней части и работа в притоках. После я отправляю тройку, что гуляла по верхней части на спуск вниз, а сам беру напарницу, что страховала при навеске и делаю ей фотосессию в купальнике. На момент написания отчета фото на компе еще не смотрел, результат не знаю.
К моменту переодевания обратно из модели в спелеоложку нас в зале догоняет вторая группа Голубой Вертикали, вышедшая ровно на 2 часа позже нашей группы, но при этом мы в главном зале (где встретились) оказались через час десять с момента выхода из лагеря, а вторая группа пришла туда же через целых три часа. Сидим, болтаем и тут Хасик выдает гениальную фразу:
- А в Вертикали мишка тоже зимует, там лежанка есть.
- Это где? Я не видел.
- Так вы в нее рюкзаки положили.
Па-да-бум-с. Занавес.
Ладно, отправляю всех вниз, упаковываю технику и выхожу в соло на улицу. Но бегу не в лагерь, а траверсирую через вновь открытую пещеру в сторону Подкалиберной, где работает еще одна наша группа, прорубаясь в узкой вертикальной щели. Новая пещера идет трещиной вдоль монолита, просматривается (от места куда я могу подлезть) еще метров на пять, камень летит недолго и с кучей рикошетов. Есть слабая тяга внутрь. По расстоянию это тоже должно выпадать в Свистящую. Делаем себе заметку на будущее и идем дальше.
В Подкалиберной кипит работа. Группа забурилась на десяток метров, но дальше сегодня не пройти - кончился перфоратор. Собираемся и выдвигаемся в лагерь. Там я принимаю решение отогнать машину ниже второго подъема (на завтра обещают 5 мм осадков, а машина тяжелая, по глине сносит, не хочу рисковать). Вообще всю дорогу до поляны Лашпсард можно разделить на 3 подъема (если ехать со стороны Афона). Первый и самый сложный при любой погоде - к Анри. Второй простой в сухую погоду, но в дождь это глиняный склон под 45 градусов. Третий - это подъем на перевал и там шпилька на 180 градусов, которую пройти можно только в несколько заходов. Беру в напарники одного из "подкалиберцев" и в половину одиннадцатого вечера стартую из лагеря. Обещанного дождя нет, нам везет, сбрасываемся по сухому. Оставив машину на полянке, мы возвращаемся в лагерь к 2 ночи. В половину четвертого возвращается вторая группа из Вертикали.
С учетом того, что нам везет с погодой мы принимаем следующее решение. Завтра будет предсброска. Часть людей отнесут груз до застрявшей второй машины, куда так же приеду я и оставлю машину со вторым водителем, дабы помочь в выковыривании застрявшей техники. А спуск у Анри мы будем делать, очевидно, 6-ого, в дождь. И да, у нас уже трое в лагере с больными коленями (то есть не ходунки): двое со старыми травмами, один с новой (уже писал про нее). Как раз двое из них и останутся с машиной, а заодно организуют места проживания, ибо мы точно сбрасываемся на сутки раньше, это даже не обсуждается при таких прогнозах погоды и застрявшей второй машине.
Кстати, это была первая ночь, когда было относительно не холодно спать. Зябкова-то, но не холодно. Очевидно стал привыкать.