Найти в Дзене
Что могут короли...

Правитель Ирана Фетх Али-шах Каджар: искусство как политика неудачного объединителя земель.

Фетх Али-шах Каджар (1772 - 1834) стал вторым каджарским правителем. В качестве шаха Персии он правил с 1797 года все тридцать восемь лет - до дня своей смерти. Его время ознаменовалось чредой войн, которые Иран вел за сохранение своих кавказских, северных земель, включая те земли, которые в настоящее время являются территориями Грузии, Дагестана, Азербайджана и Армении. Результаты Первой русско-персидской войны (1804-1813) и Второй русско-персидской войны (1826-1828) можно было бы назвать плачевными для Ирана при Фетх Али-шахе.

Но на контрасте со своими неудачами Фатх-Али запомнился в истории иначе: своим многочисленным потомством, а также своей невероятной бородой и талией, которые он так умело использовал с целью самоувековечивания в искусстве, действительно преуспев в этом и оставшись в памяти во многочисленных произведениях.

I. Путь к трону.

Он появился на свет в городе Дамган 5 сентября 1772 года. Родители назвали мальчика Фатх-Али в честь его прадеда, заметного некогда государственного мужа. Семья была тюркского происхождения. Отец мальчика, Хосейн Коли-хан Каджара, приходился братом Ага Мохаммед-шаху, которого очень боялись современники. В свои молодые годы Фатх-Али использовал и свое второе имя Бабы Хана, пока не взошел на престол в 1797 году.

Дядя Ага Мохаммед был некогда схвачен своими врагами-афшарами в юности и оскоплён. Большая часть взрослой жизни Ага Мохаммеда была потрачена на особенно кровавую месть тем, кто его искалечил. Когда Ага Мохаммед, наконец, пленил престарелого Шахрох-шаха, главу рода Афшаров, он сумел заполучить спрятанные драгоценности Надир-Шаха, в том числе легендарный алмаз Дерианур, устроив процесс над пленником с применением особенно ужасных пыток.

Ага Мохаммед привязал свою жертву к стулу и обрил голову Шахрон-шах, после чего лично вылил кувшин с расплавленным свинцом на голову несчастному.

Ага Мохаммед-шах. Военные кампании дяди и приемного отца Фетх Али.
Ага Мохаммед-шах. Военные кампании дяди и приемного отца Фетх Али.

Вскоре после этого, когда он захватил восставшую против него южную персидскую столицу Керман, Ага-Мохаммад приказал отдать женщин и детей своим солдатам в рабство, а оставшихся в живых мужчин либо ослепить, либо убить.

Чтобы убедиться, что никто из его людей не скупится на его приказы, он приказал, чтобы глазные яблоки мужчин приносили ему в корзинах и высыпали на пол. Он перестал считать только на 20 000. Тридцать лет спустя британские путешественники нашли сотни слепых нищих, спотыкающихся по всему региону, как живое свидетельство этого злодеяния. Так сурово расправлялся со своими недругами дядя Бабы-хана.

Ага Мохаммед был не просто дядей для Фетх Али. Шах, не имевший возможности стать отцом, усыновил племянника после смерти брата. Баба-хан в довольно раннем возрасте стал наследником, все это неспокойное время находясь под влиянием дяди.

Ага Мохаммед в итоге был убит двумя своими личными слугами. Это случилось в 1797 году. Баба-хан тогда занимал должность управителя Фарса. Внезапное убийство дяди возвеличило племянника. Оказавшись на вершине власти, он принял имя Фетх Али-шаха. Племянник не оставил убийство Ага Мохаммеда безнаказанным. Он заподозрил одного из высокопоставленных чиновников в преступлении. Так казнили Хадж Ибрагима Калантара, занимавшего порядка пятнадцати лет видную должность в государстве.

***

Фетх Али-шах пришел к власти в возрасте 24 лет. Можно сказать, что занял трон своего дяди сразу после одной из самых ужасных гражданских войн в истории Персии. Фетх Али-шах будет править почти 40 лет.

Фетх Али-шах.
Фетх Али-шах.

Новый правитель видел свое предназначение в том, чтобы вернуть былое величие персидской культуры после периода, когда страна была опустошена межплеменными войнами, нашествиями афганцев и туркмен.

Это была отнюдь не простая задача, с учетом того, что с четырех сторон страна была окружена не менее амбициозными государствами – Османской и Российской империями, Дурранийской империей и позже Афганистаном при Баракзаиях, и, наконец, Индией, недавно захваченной и порабощенной военизированными торговцами Ост-Индской компании.

Все стремились присоединить персидские территории к своим. Фетх Али-шах был полон решимости остановить их. В каком-то смысле его долгое правление оказалось парадоксальным на результаты.

II. Территориальные утраты.

Именно при Фетх Али-шахе Российская империя сумела вобрать в себя территории, долгое время бывшие предметом спора с Персией. Прежде всего речь идет о землях Грузии. Иран периодически захватывал эти территории. Грузинский правитель Ираклий II же напротив тяготел к союзу с Россией. Грозный дядя Ага Мухаммед в итоге осуществил поход на Тбилиси, который подвергся разграблению.

Наказанная персами Грузия тем не менее не прочно была прикована к Персии прежде всего из-за недостатка военных укреплений. В результате чего уже при Фетх Али-шахе в начале 1800-х Грузия отошла России. Россия на этом не остановилась. Следующей целью стали земли нынешнего Дагестана, которые многие еще с XVII столетия были под властью Ирана.

По центру - Фетх Али-шах на охоте с сыновьями. Внизу и вверху - войны Фетх Али-шаха.
По центру - Фетх Али-шах на охоте с сыновьями. Внизу и вверху - войны Фетх Али-шаха.

Фетх Али-шах решился на атаку русских гарнизонов в Грузии, чтобы остановить расширение Российской империи. Но, вскоре выяснилось, что первоначальная удача персов оказалась иллюзорной. Русская артиллерия задавала тон в войне. Надежда Фетх Али-шаха на помощь со стороны Великобритании, а позже и Франции оказалась также тщетной. Российская империя в итоге смогла, будучи в союзе с Наполеоном, умело осуществить свой замысел в овладении обширных территорий Кавказа.

Всего через год после отступления из Москвы, в 1813 году, русская артиллерия устроила засаду и вырезала армию Фетх Али-шаха, провозгласила «освобождение» восточных христиан Армении и Грузии и аннексировала большие территории современных Армении и Азербайджана.

«Персия была доставлена, связанная по рукам и ногам, ко двору Санкт-Петербурга», — писал британский посол…

Фетх Али-шах годами вынашивал план реванша за столь весомые потери. В итоге тринадцать лет спустя тридцатипятитысячная армия персов под предводительством принца Аббаса Мирзы пошла на реванш. Вторая война продлилась два года. По началу казалось планам Фетх Али-шаха сопутствовала удача в виде возврата многих утраченных земель. Но, благодаря усилиям генерала Ивана Паскевича, и не только его, ситуацию русской армии удалось кардинально переломить.

Так в феврале 1828 года был подписан Туркменчайский мирный договор. Он оказался еще менее печальным для Фетх Али-шаха, ибо Иран по сути лишался всех своих кавказских владений. По сути это были территории современной Грузии, Армении, Азербайджана и Дагестана.

Кроме того, Персия обязалась выплатить существенную контрибуцию золотом. Российская империя же признавала сына Фетх Али-шаха в качестве наследника своего отца…

Русско-персидские войны. Аббас Миза (сын Фетх Али-шаха). Аббас Мирза и Иван Паскевич при подписании мирного договора.
Русско-персидские войны. Аббас Миза (сын Фетх Али-шаха). Аббас Мирза и Иван Паскевич при подписании мирного договора.

Фетх Али-шах был также неудачлив в его попытках приумножить земли за счет Афганистана. Город Герат не был закреплен за персами, восстания афганцев по сути переросло в неудачи Ирана, окончившемуся поражением в битве при Кафир-Кале.

III. Культурные достижения.

21 марта 1818 года британский художник и путешественник сэр Роберт Кер Портер увидел "царя царей" (как он себя именовал в подражения правителям Древней Персии) на троне во дворце Голистан во время одной из церемоний, и был поражен величием и великолепием двора Каджаров.

«Он был одним сиянием драгоценностей, — писал Кер Портер, — которое буквально ослепляло при встрече. Детали его одежды были следующими: на его голове была высокая тиара с тремя выступами, форма которой, кажется, издавна была свойственна для корон.

Ее массивная оправа была полностью покрыта бриллиантами, жемчугом, рубинами и изумрудами, расположенных так изысканно, что яркий свет, преломляясь, образовывал сочетания прекраснейших цветов вместе с блестящими эгретами этой поистине императорской диадемы. Одеяние было из золотой ткани, аккуратно покрыто такими же украшениями. На плечах пересекались две нити жемчуга, вероятно, самые большие в мире».

Дворец Голистан в Тегеране. Тронное место. Фетх Али-шах. Послы м приближенные.
Дворец Голистан в Тегеране. Тронное место. Фетх Али-шах. Послы м приближенные.

В показе, ослепившем Кер Портер, не было ничего случайного. Фетх Али-шах, утонченный и культурный правитель (в свое время шах заказал и прочел все тома энциклопедии “Британника”), любивший изящные предметы и прекрасные образы, он осознавал, насколько искусство и тщательно культивируемый имперский образ его ошеломляющей мощи и могущества могут компенсировать отсутствие воинской славы.

Фетх Али-шах казалось был противоположностью своего грозного дяди. В отличие от своего приемного отца-евнуха, он эффектно отращивал роскошную бороду по образцу искусно завитых, тонко развевающихся волос древних сасанидских правителей. Он также очень следил за своей физической формой, своей знаменитой по изображениям осиной талией.

В эпоху, когда многие правители строили внушительные гаремы, он собрал один из самых больших: порядка 1000 жен и наложниц, от которых у него родилось не менее 260 детей. Известная история гласит, что у шаха для утех была так называемая "гаремная горка", по которой красавицы спускались прямо к нему в объятия.

В оществе шах часто появлялся то в одиночестве, то со своим полком сыновей, а иногда и с завитыми и заплетенными посланцами иностранных держав.

Фетх Али-шах потребовал, чтобы весь его народ преклонялся не только перед ним лично, но и перед его изображениями. Когда его портреты носили во время церемоний, народ так и делал. Шах был уверен, что его образ производил впечатление на иностранцев, которые на протяжении всего его правления кружили над Персией, как стервятники. В этом он имел определенный успех.

Фетх Али-шах - изображение в камне. Фетх Али-шах с сыновьями. Аудиенция у Фетх Али-шаха.
Фетх Али-шах - изображение в камне. Фетх Али-шах с сыновьями. Аудиенция у Фетх Али-шаха.

Унизительные поражения во внешней политике только усилили решимость Фетх Али-шаха возвеличивать себя внутри государства. Понимая пропагандистскую ценность яркого образа властителя, он распорядился, чтобы его портреты были распространены по его владениям, чтобы изображение не только писалось маслом, но и было увековечено во фресках, керамике, чтобы оно было рельефно высечено на скалах, как практиковали сасанидские цари древности.

И сто лет спустя портреты шаха и других каджарских вельмож изобиловали не только внутри Сулейманийского дворца. Вариаций его изображений множество - некоторые портреты изображают охоту Фетх Али-шаха, другие изображают шаха, ведущего войну, третьи представляют шаха в покоях.

Портреты Фетх Али-шаха также отправлялись за границу в качестве дипломатических подарков, чтобы вызвать благоговение перед соправителями Фетх Али-шаха и представить его своим русским и европейским современникам как правителя крупной мировой державы. В 1809 году, когда персидский посол Абул Хасан увидел один такой портрет своего хозяина, висевший рядом с портретом короля Георга III в таверне лондонского Сити, посланник упал ниц, выразив полное почтение перед изображением, смутив своих английских хозяев, понуждая их сделать также. Сам же Шах никогда не бывал в Европе.

Фетх Али-шах предположительно со своим внуком, будущим Мохаммед-шахом. Внизу - надгробная плита в мавзолее Фатимы Масуме, Кум (Иран).
Фетх Али-шах предположительно со своим внуком, будущим Мохаммед-шахом. Внизу - надгробная плита в мавзолее Фатимы Масуме, Кум (Иран).

Стремясь создать надлежащий имперский двор и образ, шах спонсировал поэтов и историков: ведущему поэту его двора, Фатеху Али Хану Сабе, было приказано написать “Шаханшахнаме” — “книгу Царя царей” — для династии Каджаров, в которой подвиги самого шаха повторяли подвиги героев национального эпоса Фирдоуси «Шахнаме». Массивные архитектурные шедевры, как светские, так и религиозные, украсили города его царства.

Щедрое покровительство мастерам живописи, каллиграфии, книгопечатания, шелковых тканей, музыки и архитектуры за долгие годы правления Фетх Али-шаха стало действительно временем настоящего возрождения персидского искусства в беспрецедентных масштабах в сравнении с предшественниками шаха из других исламских династий.

Так эффектно Каджары от племенного правления перешли к стабилизированной и централизованной монархии, основанной на имперской модели. Невзирая на территориальные потери, Фетх Али-шаху было, что передать внуку (наследник-сын умер за год до смерти отца).

Деятельный в молодые годы, шах видимо порастратил энергию к старости, больше предпочитая праздную жизнь. Когда Фетх Али-шах умер в 1834 году, он оставил более тысячи потомков, которые вместе с ними составили ядро ​​​​персидской аристократии, господствовавшей в стране до революции 1979 года. Они пользовались созданным Фетх Али-шахом образом власти, ее сказочной серьезностью, роскошью и великолепием.