Многие знают, что на протяжении семи столетий Японией правили сёгуны. Думаю, широко известно и то, что они были из числа воинов — самураев. Однако не все знают, что этот титул связан с айнами. Рассказываю как.
Почему не «император»?
То, что слово «сёгун» проникло и закрепилось в европейских языках, говорит о некоторой специфике этого титула и особенностях политической системы средневековой Японии. Например, для китайских правителей спокойно используют европейский термин «император», а для корейских или тайских — «король». Однако в Японии, как известно, наряду с сёгунами сохранялся институт «тэнно», и именно их в итоге стали называть «императорами» Японии.
А в XVII–XIX веках, когда система японской власти была ещё не вполне понятной европейцам, часто «императорами» называли сёгунов, которые обладали реальной властью. А тэнно величали «духовными императорами» (или японскими словами «дайри» или позже «микадо»), поскольку их власть тогда была чисто формальной.
Что же означает слово «сёгун»?
Вообще, это слово китайского происхождения (в современном китайском языке оно читается «цзянцзюнь») и означает просто «полководец, военачальник, генерал». Поначалу, в VII–VIII вв. это слово и в Японии означало то же самое.
С IX века это слово стало составной частью некоторых более сложных титулов, которые даровали полководцам, получавшим специальные задания по усмирению неподвластных племён на окраинах страны. В то время такие оставались преимущественно на востоке крупнейшего японского острова Хонсю — их назвали словом «эмиси».
Кто такие «эмиси»?
Часть ученых считают эмиси прямыми предками айнов, в то время как другие говорят, что это слово было не названием другого народа, а скорее обозначением для культурно отличных и неподвластных императору людях — среди них могли быть как говорившие на японском языке, переселившиеся из центральных и западных районов страны, так и представители коренного айноязычного населения.
Так вот, для покорения этих «эмиси» на восток страны направлялись войска, а тот, кто стоял во главе их, получал титул «Великий полководец — покоритель Востока» (сэйто: тайсё:гун 征東大将軍) или «Великий полководец — покоритель восточных варваров» (сэйи тайсё:гун 征夷大将軍). Второй иероглиф в этом титуле — "и" 夷 — означает "восточных варваров", им же записывалось слово "эмиси".
Сёгун — лидер самураев
Титул этот присваивался только на время похода, но в случае успеха полководца мог закрепляться за ним «в народе». Так произошло, например, с легендарным Саканоуэ-но Тамурамаро в начале IX века.
Постоянным этот титул стал только в конце XII века, когда к власти в стране пришло воинское сословие — самураи, или буси. Титул «Великий полководец — покоритель восточных варваров» попросил для себя Минамото Ёритомо, основатель первого военного правительства в Камакура, после того как его войска одолели могучих правителей северо-восточной части Хонсю из рода северных Фудзивара — Хидэхира и Ясухира, земли которых ассоциировались с древними эмиси. Однако к этому времени титул скорее означал признание центральными властями того, что его носитель является самым могущественным среди воинов восточной части страны — колыбели самурайства.
Когда сёгун стал означать правителя?
Ну а после того, как власть над всей страной окончательно оказалась в руках воинов, титул «сэйи тайсёгун» или попросту «сёгун» стал означать лидера воинского сословия Японии — первого среди самураев. Его последовательно использовали главы военных правительств (бакуфу) в Камакура (династия Минамото), Муромати (династия Асикага) и Эдо (династия Токугава).
Вообще, на практике титул использовался редко. Люди часто называли их "Камакурский господин" ("Камакура-доно") или "Господин Токугава" ("Токугава-доно"). Сами сёгуны часто подписывались просто своим именем (кстати, и Асикага, и Токугава причисляли себя к роду Минамото и использовали это имя в качестве фамилии). В международной переписке они использовали титулы «ван («король») Японии» или «тайкун («великий правитель») Японии».
Но помня об изначальном значении титула, сёгуны всё же с особым вниманием относились к тому, что происходит на востоке и севере страны. Именно поэтому активизация России на Курилах и в районе Хоккайдо стала делом государственной важности, а земли айнов дважды — в конце XVIII и в середине XIX веков — объявлялись «территорией прямого управления сёгуна».
Спасибо, что дочитали до конца! Это повод поставить лайк и подписаться, чтобы ничего не пропустить. Я рассказываю об истории Японии и айнов.