Найти тему
История. А вы знали?

История одного советского космонавта: Космическая драма Николая Рукавишникова

Оглавление

Наверное сегодня космонавта Николая Рукавишникова мало кто вспомнит. А ведь в 60-70 годы прошлого столетия его имя фигурировало в списках тех, кто должен был полететь на Луну и совершить стыковку с космической станцией «Салют». Сейчас его уже нет в живых.

Он умер осенью 2002 года. Тогда в СМИ о его кончине было всего несколько скромных некрологов и один небольшой сюжетик о его похоронах. В реальности же умерший космонавт представлял собой известную личность в советской истории. Еще бы! Ведь его два раза представляли к званию Героя СССР.

Подготовка к полету на Луну

Николай появился на свет в 1932 году на территории сибирского городка Томска. Спустя время его семья переехала в столицу, где он после окончания школы поступил в МИФИ.

Через несколько лет молодой инженер был принят на работу в конструкторское бюро, которым руководил Сергей Королев. Это означало только одно.

-2

Молодой специалист оказался востребованным в области космонавтики. Рукавишников занялся разработкой системой управления космических станций и кораблей автоматического и ручного направления.

Когда между Советским Союзом и Америкой началась «Лунная гонка», то Николая взяли в космический отряд для будущих полетов. Первоначально его было решено включить в проект под названием «Л1 «Зонд», который предполагал облет Луны при помощи корабля с пилотами. Правда, полеты в этом направлении практически оказались все неудачными.

Космонавты писали письма с просьбой отправить их снова на Луну, но руководство СССР отказало им. Проект был закрыт из-за того, что Соединенные Штаты первыми облетели обозначенный объект. Потом был проект по высадке на Луну. Но, и он был закрыт после того, как Армстронг высадился на нее.

-3

Две неудачные стыковки с космической станцией «Салют»

Николай был включен в 1971 году в экипаж Владимира Шаталова и Алексея Елисеева, который должен был провести стыковку со станцией «Салют-1» в космическом пространстве.

Космонавты не смогли состыковаться в штатном режиме и пройти на космический объект по техническим причинам. Поэтому им пришлось вернуться назад и доложить руководству о своей неудаче.

После этого Рукавишникова было решено отправлять в международные полеты в проекте «Интеркосмос». Он стал первым гражданским пилотом, кто возглавил космический корабль. В его обязанности входило состыковаться на «Союзе-33» со станцией «Салют-6» на пару с болгарским космонавтом Георгием Ивановым.

-4

Николай считался на тот момент опытным инженером и поэтому его профессионализму доверяли. Пилоты отправились в путь весной 1979 года. В ходе полета вышел из строя основной силовой аппарат.

Если бы не сработал запасной двигатель, то они могли бы остаться на орбите на несколько месяцев или лет. Хотя у них воздуха было всего на пару дней. А это означало лишь только одно - смерть от кислородного голодания.

Но, резервный мотор сработал, и космонавты смогли приземлиться благополучно на земную поверхность. Рукавишникову во второй раз не удалось пристыковаться к космической станции. Среди советских космонавтов ходила шутка, что его сильно не любят «Салюты».

-5

Со временем Николай был выведен из отряда в силу своего возраста и состояния здоровья. Позже он был главой федерации в сфере космонавтики, пока тяжело не заболел. Уже на больничной койке он хотел написать свою книгу воспоминаний, но не успел...