Найти в Дзене

Близкий человек злится, раздражен или негативит. Как ему помочь?

Оглавление

В этой статье рассмотрим разные сценарии помощи близкому человеку, который испытывает негативные эмоции. Рассмотрим те, которые не помогают его состоянию, а наоборот - усугубляют. И научимся реагировать так, чтобы улучшить состояние человека.

Близкий человек охвачен негативными эмоциями

Жизнь бывает очень разной. И, порой, на некоторые события мы реагируем самыми разнообразными негативными эмоциями. В такие моменты наши мысли приводят нас к приступам злости, гнева, раздражения, страха, паники, отчаяния, вины и так далее.

Окружающие, видя человека в таком состоянии, пытаются как-то его поддержать и помочь ему советами, и зачастую эти советы скорее вредны, нежели полезны. Таким образом, недостаток понимания такого состояния окружающими и их неправильные действия и слова могут только усугубить ситуацию.

Реакции, которые не помогут человеку:

1. «Не переживай из-за ерунды»! , «Да ладно, ничего страшного»!, «Тоже мне, нашёл из-за чего париться»! и т.д.
Итог: То, что вы считаете ерундой, может оказаться очень важным для другого человека. Убеждая человека в несущественности произошедшего, принижая что-то очень важное, вы, тем самым, отрицаете и обесцениваете его чувства.

Вы подчеркиваете, что абсолютно не понимаете его состоянии и чувств, не осознаете сложность ситуации. Эти фразы удаляют вас от человека, а его в свою очередь оставляют одного, наедине со своими проблемами и с мыслями: "Никто не может меня сейчас понять!".

2. «Успокойся»!, «Хватит»! «Перестань»!
Итог: Проблема таких состояний в том, что они могут трудно поддаваться контролю, особенно, если человек привык так реагировать в большинстве случаев.

В этом случае команда «Успокойся!» вызывает отнюдь не желание взять под контроль своё эмоциональное состояние, а усиление негативных эмоций. Эти шаблонные фразы, оказываются неэффективными. Может, он и хотел бы успокоиться, но ему трудно, и, скорее всего, он не обучен способам останавливать свои мысли, приводящие его в это состояние.

3. «Просто сделай это!»
Эту фразу могут говорить тогда, когда наблюдают различного рода страхи. Кто-то жутко боится летать, кто-то выступать публично. Тогда может возникнуть желание сказать «просто сделай это»! Или в качестве аргумента говорят, что «это же так легко»! Что звучит совершенно не убедительно для испытывающего страх.

Проблема заключается в том, что такой призыв к действию под давлением или с попыткой взять на слабо могут ещё больше усугубить страх и вызвать приступ паники.

Оставьте эту фразу для рекламных слоганов бренда известной спортивной обуви. А для близкого подберите что-то более бережное и эмпатичное.

4. «Всё будет хорошо»!
Эта фраза является штампом и не вызывает доверия в моменты, когда человек поглощён негативными эмоциями. Это не помогает успокоится. Всё потому, что вам не поверят. Ваши аргументы могут звучать неубедительно.

Человек анализирует действительность со своей позиции и, не найдя или не услышав весомых для него причин, по которым всё действительно будет хорошо, ещё глубже окунается в отчаяние.

5. « Мне тоже сейчас плохо»! «Мне сейчас даже хуже чем тебе, но я же не….»
В такие моменты вас вряд ли услышат и вряд ли поймут. Когда человек переживает остро негативные эмоции – он полностью погружается в них. У него создается ощущение, что наступила катастрофа, и что его проблема уникальна.

Даже если вы действительно испытываете подобные эмоции, то при попытке поддержать другого на правах «равенства состояний» существует риск создать «взаимную подпитку» друг друга негативом. А в этой ситуации важно, чтобы у кого-то было ресурсное состояние.

6. «Тебе надо немного выпить»!
В краткосрочной перспективе, это может помочь , но в долгосрочной - текущие эмоциональные проблемы при «поддержке» алкоголя лишь усилятся.

Употребление – не решает проблемы, а лишь уводит человека из реальности. К тому же это может привести к злоупотреблению алкоголем.

Как правильно помочь человеку, который находится в негативном состоянии?

-2

1. Постарайтесь принять, что ваша система ценностей и система ценностей близкого вам человека может быть разной.

Совершенно разной. Поэтому лучше не убеждать человека в несущественности произошедшего. Не рекомендуется отрицать эмоции человека и говорить, что ситуация этого не стоит.

Вместо этого спросите человека о том, чувствовал ли он подобное состояние раньше? Скорее всего да. И, вероятно, он справлялся с этими эмоциями. Напомните ему, об этом. Спросите у него, что помогло ему с этим справится? Иди спросите что помогает другим людям справится с такими же ситуациями. Или что другим могло бы помочь в этом случае.

А иногда достаточно просто расспросить у человека о ситуации, о его отношении к ней, дать возможность проговорить свои эмоции. Когда человек выговаривается, напряжение спадает, картина становится более ясной.

2. Призовите человека к действию.

Это поможет переключить его внимание и, тем самым, остановить поток мышления, приводящий к негативным эмоциям. Например: попросить его помочь вам в чем-либо, предложить сходить прогуляться, совместно заняться медитацией или йогой.

Вы можете придумать такое занятие, которое поможет переключить его внимание. Этот способ останавливает поток мышления, приводящий к негативным эмоциям.

3. Можно спросить у человека, что бы он хотел чувствовать вместо этого негативного состояния и этих эмоций.

Затем узнать какие мысли могут привести его в это состояние и вызвать эти эмоции. Далее предложить ему подумать об этом, проговорить это вслух. Таким образом, вы тоже переключаете его внимание.

4. Помогите человеку назвать то, что он чувствует.

Проявите эмпатию, поддержите. Можно сказать: «мне жаль, что с тобой такое происходит». Это создаст ощущение, что его понимают. Когда мы называем чувство и принимаем ( признаём что чувствуем именно это) - мы даем ему место.

"Чувствовать то, что ты чувствуешь сейчас, в данной ситуации - это нормально. Ты имеешь право на эти эмоции!"

Тогда силы уходят не на то, чтобы отказаться от этого чувства или вытеснить его, а на то, что делать с этим чувством дальше. Следовательно, ему не нужно бороться с приступом эмоций, и с этого момента он скорее всего начинает успокаиваться.

Эти способы зарекомендовали себя как более эффективные при работе с негативными эмоциями.