Уже 4-я Красная книга Красноярского края опубликована в прошлом году. Её несменяемый главный редактор — доктор биологических наук, заведующий кафедрой охотничьего ресурсоведения и заповедного дела СФУ Александр САВЧЕНКО. Более четверти века специалисты под его руководством ездят в экспедиции, обследуют территории, ведут подсчёты, дают рекомендации. В результате удалось восстановить численность косули, гуся-гуменника, улучшить ситуацию по некоторым другим видам.
Но наряду с заботой о краснокнижных животных учёного волнует и ситуация с теми видами, чья численность сильно выросла и уже представляет угрозу для человека.
— Давно подсчитано, что в Красноярском крае численность медведей не должна превышать 9 тысяч. А их уже порядка 30-35 тысяч. Когда численность растёт, растёт и число особей, которые не боятся человека или проявляют агрессию. И вот медведи выходят в пригородные дачные посёлки, в Дивногорск, в популярные у горожан экопарк «Гремячая грива», заповедник «Столбы»...
Поможет только изъятие, т.е. нужно привлекать к этому охотников и охотпользователей. Но этого в полной мере не позволяет действующее законодательство и Правила охоты.
Есть и ещё одна причина — социальная. Это, с одной стороны, экологически не очень грамотные зоозащитники, с другой — сокращение числа желающих охотиться на медведя. Так, в сезон охоты 2020-2021 годов при лимите 1942 особи было выкуплено охотниками 759 разрешений, а фактическая добыча составила всего 112 медведей, т.е. 6% от установленного государством лимита.
Добыча медведя — задача сложная, затратная, требующая большего времени и хороших охотничьих навыков, сопровождаемая риском. В России же при общем увеличении численности охотников растёт лишь доля так называемых охотников выходного дня.
Выскажу ещё одно непопулярное мнение: та же ситуация — с ростом численности диких собак. Их принято называть бездомными. На самом деле бывших домашних животных среди них практически нет: их быстро съедают сородичи. На наших улицах — парии, полудикие собаки, даже примерно одного окраса, серо-палевого. Их тоже надо изымать (волков же изымаем), но общество пошло по пути отлова и стерилизации. Если вести это дело серьёзно, а не для галочки, то, с одной стороны, оно весьма затратно. С другой, при стерилизации парии не становятся менее агрессивными, скорее наоборот, особенно при защите своей территории.
В Красноярской агломерации насчитывается по разным оценкам до 20-25 тысяч таких собак. Проблему надо решать и лучше до того, как поводом станет какая-нибудь очередная трагедия нападения на человека вовсе не «бездомных», а именно полудиких собак.