Чуть севернее главного перекрёстка и центрального автомобильного моста через Сылву начинается самый густонаселённый в Кунгуре жилой район, когда-то построенный для ныне бездействующего машиностроительного завода.
Туда и уходит пешеходный участок улицы Карла Маркса.
На Машзаводе проживает значительная часть населения города, застройка - в основном пятиэтажки, но попадаются и девятиэтажки.
Несмотря на масштаб района, и здесь многоэтажная застройка не была тотальной.
Тут и там сохранился частный сектор, а где-то даже и дореволюционные дома.
Например, дом художника Мелентьева в конце главной кунгурской улицы Ленина, недалеко от проходной бывшего машиностроительного завода.
Рядом - комплекс городской больницы, самые старые здания которой относятся к первому послевоенному десятилетию.
Обширная промзона КунгурМашЗавода после остановки предприятия в 2016 г. в основном заброшена, хотя территория пока вроде охраняется.
В более крупном городе такой объект бы постепенно джентрифицировался и был оккупирован офисами, магазинами, а может даже и музейными пространствами, в городе поменьше был бы заброшен окончательно, а в Кунгуре ни то ни сё.
По соседству с машиностроительным заводом - обувной комбинат, который, впрочем, тоже не работает.
О былом величии машзавода напоминает масштабный подвесной пешеходный мост через Сылву, ведущий к заречным жилым кварталам восточнее.
Впрочем, от него остался сквер "Обувщик", одна из немногих благоустроенных зелёных зон в главном спальном районе Кунгура.
Впрочем, ещё есть недавно возрождённый сквер Машиностроителей с замысловатой металлической конструкцией посередине.
Восточные кварталы Кунгура, которые, как и верхняя часть центра, расположены на высоком левом берегу Сылвы - самая большая по площади часть города.
Но застройка здесь довольно рыхлая и неоднородная.
На западе, ближе к центру - пятиэтажки, с других сторон частный сектор, а в центре каким-то образом вообще сохранился большой кусок соснового леса.
Около леса - дореволюционное здание школы, когда-то, видимо, бывшее загородным.
Между лесом и рекой Сылвой сохранилась деревянное здание старой усадьбы, когда-то тоже загородной.
Впрочем, и сейчас окружающий пейзаж мало отличается от сельского: маленькие дома, лесистые холмы за Сылвой, бродящие по двору куры и индюки.
Здание находится в хорошем состоянии, оно недавно приведено в порядок, но не изуродовано чрезмерной реставрацией - такое не всегда случается даже в столицах, а а провинции так это вообще редкость.
При этом нынешний владелец дома не помешал нам немного погулять по территории усадьбы.
Авто- и железнодорожный вокзалы Кунгура находятся именно в этой части города.
Но это место, которое в большинстве городов становится основным транспортным узлом, в Кунгуре остаётся сравнительно тихим - по сути дела, как вокзал в начале прошлого века был построен на окраине города, так он на ней и остался.
Впрочем, торговля здесь процветает, и один из двух крупных городских памятников Ленину стоит именно тут.
Понятно, почему железнодорожный вокзал остался здесь: он был построен давно, и перенести такой объект малореально в условиях кунгурского рельефа и профиля путей Северного хода Транссиба на этом участке.
А вот автовокзал до конца 2000-х годов располагался в более подходящем месте - за Иренью, на западном въезде в город со стороны Перми, откуда идёт большая часть междугороднего автобусного траффика. Но потом около железнодорожного вокзала построили торговый центр, и туда перенесли автовокзал. В Заиренском какое-то время сохранялась остановка междугородних автобусов, но во второй половине 2010-х отменили и её.
Кунгурская пещера не только красив, она ещё и очень удобно расположена. Она находится рядом в восточных предместьях Кунгура, через реку Сылву от восточных окраин города, до неё можно добраться на городском автобусе.
Первые туристы появились здесь чуть ли не при Петре I - редкий случай для нашей страны, где туризм и сейчас не везде обычное занятие.
И с тех пор турпоток сюда никогда не иссякал, и пойти на экскурсию в пещеру интересно не только из-за красивых видов и атмосферы подземного мира.
Это ещё и научное учреждение, исследования ледяной пещеры продолжаются, так что экскурсоводы тут весьма квалифицированные.
Ну и подсветка играет огромную роль: в темноте или при обычном свете всё это производило бы несколько иное впечатление.
Отдельное впечатление производят так называемые "органные трубы" - пробитые водой карстовые колодцы высотой в десятки метров, порой доходящие почти до поверхности земли.
При слове "ледяная", особенно после Якутии, представляешь себе сплошь ледяные стены, а также пол и потолок.
Но Кунгурская пещера скорее водяная, чем ледяная.
Да, лёд тут есть всегда.
Но не так уж много, и за летний сезон он постепенно тает, вместе с поступающей через карстовые трещины сверху водой сливаясь в озёра и ручьи.
Тут даже может быть плюсовая температура (до +2), а во влажном холодном воздухе чуть ли не круглый год не осыпаясь стоит новогодняя ёлка.