Первое, что сделает гость камчадальского дома, войдя в него – перекрестится перед иконой.
Камчадалы – православные христиане.
Святитель Иннокентий (Вениаминов), первый епископ Камчатский, Курильский и Алеутский, говорит о жителях селения Ича на западном побережье Камчатки: «Камчадалы добры, послушны, кротки, услужливы, гостеприимны, верны, терпеливы, набожны и усердны к церкви и её служителям... В нравственном отношении и религиозном о камчадалах можно сказать, что они суть добрые и послушные чада Церкви»
Многие камчатские священники были потомками старинных местных родов: Коллеговы, Логиновы, Лазаревы, Поповы.
Иконы размещались в прихожей и в так называемой «чистой горнице», где принимали гостей.
«Передний угол с образами у камчадала всегда в почете и украшен», – отмечает камчатский миссионер иеромонах Нестор (Анисимов)
Как именно украшен? Наш старый знакомый доктор Слюнин всё описал! «Божничка со множеством икон всегда завешана материей с изображением креста; часто встречались недогоревшие восковые свечи, а иногда даже лампадки. По стенам часто попадаются лубочные картины, изображения святых».
Лампаду перед образами при отсутствии масла могли заправить медвежьим жиром.
В домах жителей дореволюционного Большерецка, по описанию, были иконы Божией Матери, святителя Николая, великомученицы Варвары.
В зажиточном большерецком доме торговца Константина Петровича Логинова сияли золотом и серебром богатые иконы, а перед ними горела голубая лампадка.
А в крохотной избушке семьи прокаженного в районе Ключевского селения на полке стояла одна-единственная бумажная иконка и огарок восковой свечи.
На стене нашей инсталляции висит хромолитография Абалацкой иконы Божией Матери – это образ, очень почитаемый в Сибири. Рамку в старинном камчадальском стиле изготовил Виталий Васильев.
В праздники и воскресные дни жители камчатских селений шли в церковь, нарядившись по-праздничному.
Праздничная камчадальская одежда – своеобразна.
Например, в начале XIX века у идущих в церковь в праздник Преображения Господня жителей селения Ключевского «согласно русскому вкусу в одежде было много красного и других ярких цветов, но при этом неизменно оставались камчатская обувь и куклянки» (Карл Дитмар, 1852 г.)
В Большерецке, в начале ХХ века, «церковная» одежда – самая красивая: мужчины наряжались в сорочки с галстуком-бабочкой и костюм-тройку, а вместо сапог иногда натягивали торбаса из чёрной замши со светло-жёлтыми подошвами из медвежьей кожи. А женщины надевали на голову черную сеточку или нарядную кружевную наколку.
Весело (и вкусно!) праздновали Пасху и Рождество! А на Масленицу катались на собаках.
Церковь освящала все главные события человеческой жизни.
А храмы Камчатки, возвышаясь посреди селений, тоже радовали сочетанием русского вкуса и камчатских реалий, украшая маленькие селения с бревенчатыми домами и коническими балаганами.
Вот вам собирательный портрет такого храма: яркие красные бревенчатые стены, зеленая железная крыша с двумя куполами в форме луковиц – а купола окрашены в небесно-голубой цвет и усеяны золотыми звездами. В такое сказочное многоцветье слились камчатские храмы в воспоминаниях американца Джорджа Кеннана, увидевшего их в 1865 г.
Красота!
Кстати, в 1882 году храм в Мильково был действительно окрашен в красный цвет – причем только с одной стороны.
...Ну что, вошли мы в дом. Теперь и оглядеться можно по сторонам – но уже в следующий раз, через две недели.
А пока: