Найти тему

Красные углы в камчадальских домах: что в них находилось?

Первое, что сделает гость камчадальского дома, войдя в него – перекрестится перед иконой.

Камчадалы – православные христиане.

-2

Святитель Иннокентий (Вениаминов), первый епископ Камчатский, Курильский и Алеутский, говорит о жителях селения Ича на западном побережье Камчатки: «Камчадалы добры, послушны, кротки, услужливы, гостеприимны, верны, терпеливы, набожны и усердны к церкви и её служителям... В нравственном отношении и религиозном о камчадалах можно сказать, что они суть добрые и послушные чада Церкви»

Многие камчатские священники были потомками старинных местных родов: Коллеговы, Логиновы, Лазаревы, Поповы.

Священник-камчадал Геронтий Коллегов.
Священник-камчадал Геронтий Коллегов.

Иконы размещались в прихожей и в так называемой «чистой горнице», где принимали гостей.

«Передний угол с образами у камчадала всегда в почете и украшен», – отмечает камчатский миссионер иеромонах Нестор (Анисимов)

Как именно украшен? Наш старый знакомый доктор Слюнин всё описал! «Божничка со множеством икон всегда завешана материей с изображением креста; часто встречались недогоревшие восковые свечи, а иногда даже лампадки. По стенам часто попадаются лубочные картины, изображения святых».

Лампаду перед образами при отсутствии масла могли заправить медвежьим жиром.

В домах жителей дореволюционного Большерецка, по описанию, были иконы Божией Матери, святителя Николая, великомученицы Варвары.

В зажиточном большерецком доме торговца Константина Петровича Логинова сияли золотом и серебром богатые иконы, а перед ними горела голубая лампадка.

А в крохотной избушке семьи прокаженного в районе Ключевского селения на полке стояла одна-единственная бумажная иконка и огарок восковой свечи.

Литая икона Божией Матери в чехле из ровдуги. Реликвия семьи эвена Семёна Ильича Капитона, жителя с. Хаилино Олюторского района. Вт. пол. XIX в. Из фондов Корякского окружного музея.
Литая икона Божией Матери в чехле из ровдуги. Реликвия семьи эвена Семёна Ильича Капитона, жителя с. Хаилино Олюторского района. Вт. пол. XIX в. Из фондов Корякского окружного музея.

На стене нашей инсталляции висит хромолитография Абалацкой иконы Божией Матери – это образ, очень почитаемый в Сибири. Рамку в старинном камчадальском стиле изготовил Виталий Васильев.

Вид селения Ключевского. 1910 г.
Вид селения Ключевского. 1910 г.

В праздники и воскресные дни жители камчатских селений шли в церковь, нарядившись по-праздничному.

Праздничная камчадальская одежда – своеобразна.

Например, в начале XIX века у идущих в церковь в праздник Преображения Господня жителей селения Ключевского «согласно русскому вкусу в одежде было много красного и других ярких цветов, но при этом неизменно оставались камчатская обувь и куклянки» (Карл Дитмар, 1852 г.)

Жители селения Хайрюзово у входа в церковь. 1911 г. Фото В. Иохельсона
Жители селения Хайрюзово у входа в церковь. 1911 г. Фото В. Иохельсона

В Большерецке, в начале ХХ века, «церковная» одежда – самая красивая: мужчины наряжались в сорочки с галстуком-бабочкой и костюм-тройку, а вместо сапог иногда натягивали торбаса из чёрной замши со светло-жёлтыми подошвами из медвежьей кожи. А женщины надевали на голову черную сеточку или нарядную кружевную наколку.

Вот такие носили нарядные сеточки!
Вот такие носили нарядные сеточки!

Весело (и вкусно!) праздновали Пасху и Рождество! А на Масленицу катались на собаках.

Церковь освящала все главные события человеческой жизни.

Венчание в Петропавловском соборе. Июль 1865 г. Рисунок с натуры Томаса Нокса.
Венчание в Петропавловском соборе. Июль 1865 г. Рисунок с натуры Томаса Нокса.

А храмы Камчатки, возвышаясь посреди селений, тоже радовали сочетанием русского вкуса и камчатских реалий, украшая маленькие селения с бревенчатыми домами и коническими балаганами.

Мильково. Иллюстрация к роману Г. Поротова «Камчадалы». Художник Ви Ти Сен.
Мильково. Иллюстрация к роману Г. Поротова «Камчадалы». Художник Ви Ти Сен.

Вот вам собирательный портрет такого храма: яркие красные бревенчатые стены, зеленая железная крыша с двумя куполами в форме луковиц – а купола окрашены в небесно-голубой цвет и усеяны золотыми звездами. В такое сказочное многоцветье слились камчатские храмы в воспоминаниях американца Джорджа Кеннана, увидевшего их в 1865 г.

Красота!

Кстати, в 1882 году храм в Мильково был действительно окрашен в красный цвет – причем только с одной стороны.

-10

...Ну что, вошли мы в дом. Теперь и оглядеться можно по сторонам – но уже в следующий раз, через две недели.

А пока: