Проблемы в карьере, ищем причины.
Как часто нам приходится исследовать определенные проблемы возникающие в жизни, а в том числе при построении карьеры, найти и понять первопричины возникновения проблемных ситуаций.
Для этих целей существуют различные методы, одним из которых является «Пять Почему».
Пять «Почему» (Five whys) – способ который Тайити Оно (создатель производственной системы компании Тойота) подходил к поиску причины любой проблемы, и заключавшийся в том, что для нахождения первопричины (глубинной причины) проблемы надо минимум пять раз спросить себя или человека «Почему». Только после этого можно браться за разработку и реализацию корректирующих действий.
Методика «Пять Почему» позволяет выявить системные проблемы, устранение которых может предотвратить повторение проблемы либо очень надолго, либо вообще навсегда. Обратная сторона этого в том, что чем более глубокую проблему мы находим, тем сложнее ее решить. В некоторых случаях это требует существенных вложений финансов и пересмотра устоявшихся правил и подходов к работе по постановке цели. «Пять почему» - эффективный инструмент, использующий вопросы для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе конкретной проблемы, определения причинных факторов и выявления первопричины. Рассматривая логику в направлении «Почему?», мы постепенно раскрываем всю цепь последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему.
План действий при применении методики:
1.Определяем конкретную проблему, которую необходимо решить;
2.Прийти к согласию относительно формулировки рассматриваемой проблемы(четко и конкретно ее определить).
3.При поиске решения проблемы следует начинать с конечного результата(проблемы) и идти в обратном направлении(в направлении возникновения первопричины), спрашивая, почему возникает проблема.
4.Ответ записать под проблемой.
5.Если ответ не выявляет первопричину проблемы, снова задать вопрос «Почему?» и новый ответ записать ниже.
6.Вопрос «Почему?» необходимо повторять до тех пор, пока первопричина проблемы не станет очевидной.
7.Если ответ решает проблему и вы с эти согласны, принимается решение использующее ответ.
Какие ограничения есть при применении метода. Этот метод применяется при решении простых задач, не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, в данном инструменте отсутствуют правила проверки в обратном направлении, от первопричины к результатам.
Пример использования методики:
Проблема: Надоело все, меня не ценят, хочу уволиться.
1.Почему?
Вопрос: Вас не устраивает нынешняя работа?
Ответ: Каждый день одно и тоже. Хотелось бы сменить функционал, заела рутина. Не вижу перспективы для себя в этой должности.
2.Почему?
Вопрос: Вы не сказали начальнику о вашем желании развиваться, самосовершенствоваться?
Ответ: Я неоднократно говорил и демонстрировал руководителю свое недовольство рутиной. Он меня не слышит.
3.Почему?
Вопрос: Начальство, ваше руководство не замечает вашего желания изменить трудовые функции?
Ответ: Руководитель, начальник говорит, что штатное расписание не позволяет изменить мою заработную плату и у него нет другой оплачиваемой работы.
4.Почему?
Вопрос: Почему с вами говорят об изменении оплаты труда за новые трудовые функции?
Ответ: Потому что руководитель знает о том, что я не буду на себя взваливать дополнительный функционал без оплаты.
5.Почему?
Вопрос: Начальство должно оплачивать вашу готовность изучить новые трудовые функции?
Ответ:
Ответ на последний вопрос – это основная причина проблемы. Как только мы ее выявим, то установим первопричину, на которой уже в дальнейшем нужно будет работать.