Сегодня у нас удивительная история товарища Ильюшина, который мог бы легко стать не товарищем, если бы не… Но всё по порядку.
Итак, на дворе конец 30-х годов. Товарищ Ильюшин на тот момент – молодой авиаконструктор (тогда почти все были молодые), но уже прославившийся в мировом масштабе. Его ДБ-3 активно выпускается и стремительно становится основным бомбардировщиком будущей Дальней Авиации. А тот же ДБ-3, но под другим названием и немного доработанный, с бешенной для тогдашних дальних перелётов скоростью хорошо за 300 км/ч долетел до США. Правда, из-за погоды пришлось садиться на небольшом острове Мискоу, но это заслуг ничуть не умаляет. Да, пиндос (т.е. понтийcкий грек) Коккинаки долетел до американцев.
Сам Ильюшин вырос в карьерном отношении и занимает пост начальника 1-го (самолётного) главка наркомата. Однако и своим КБ не забывает руководить. Всё хорошо? Хорошо-то хорошо, да не очень-то! Времена настали суровые. На дворе 1937 год. А ещё на дворе некий Сильванский. И не один, а с проектом истребителя.
Нарком авиации Каганович (который Михаил) характеризовал его как инженера слабенького, но говорил, что ему надобно помочь. Отчего такая благосклонность – фиг знает. Вроде как он зять одного из братьев Кагановичей. Но вот откуда сия информация появилась – я не знаю. Точнее, В.П.Иванов это установил, но с чего он взял – для меня не ясно. Возможно, товарищ просто виртуозно умел присесть на уши нужным людям. Даже название выбрал с намёком на Сталина – ИС. Впрочем, те же буковки можно было расшифровать и как «истребитель Сильванского». А вот чего т. Сильванский не умел – это проектировать самолёты. Его проект истребителя ИС-М-87 (то есть с двигателем М-87) комиссия, которую Ильюшин организовал, охарактеризовала в докладной записке Кагановичу как «очковтирательство, граничащее с вредительством».
Суть претензий сводилась к отсутствию проработки проекта, особенно беспокойство вызывалась устойчивость, а точнее, её отсутствие. Единственным не подписавшим заключение членом комиссии оказался Поликарпов. Николай Николаевич, как говорят, был верующим человеком, однако, видимо, в таких делах на высшие силы не уповал. Зато, как считает известный историк Растренин, именно Ильюшин и ещё один малоизвестный, но достойный конструктор Кочеригин выступали против проекта и самого автора наиболее резко.
Насчёт умения Сильванского приседать на уши я немного слукавил. Не «возможно умел», а совершенно точно умел! За него вступается зам. начальника ВВС Смушкевич, написавшие Ильюшину, что ВВС считает необходимым развернуть работы по этому истребителю. Но и это ещё не всё! Сильванский обвиняет уже Ильюшина в том, что Ильюшин хочет «используя своё служебное положение, пытается решение о реализации проекта затянуть на дольше, за это время, благодаря созданию разных комиссий найти побольше дефектов в проекте….идею о создании пулеметно-пушечного истребителя под мотор 2-х рядную звезду М-87 – перехватить». Причём, пишет он это лично Сталину! Разбираться со всем этим послали другого заместителя начальника ВВС – Локтионова. Но Ильюшин стоит на своём и доказывает, что Сильванский просто технически неграмотен.
Между тем, дела в авиации Красной Армии идут всё хуже и хуже. Самолёты середины 30-х годов, оставившие славу нашей авиации в Испании, начинают устаревать. Проекты замен им проваливаются один за другим. Не сегодня-завтра в авиации начнут искать «крайних». Спойлер: и Смушкевич и Локтионов «окажутся» врагами народа, правда уже в 1941 году. Да и Михаил Каганович будет снят с поста и покончит жизнь самоубийством. И вот товарищ Ильюшин пишет письмо, где обосновывает необходимость создания бронированного штурмовика. Кстати, в штурмовой авиации положение и правда бедственное даже на фоне остальной авиации Красной Армии. Проект производства лицензионного американского Валти V-11 завалили, и все выпущенные машины пошли в гражданский флот. Ему на смену должен бы прийти Р-10, но специализированная версия штурмовика доведена до серии так и не была, а сам многоцелевой Р-10 стремительно устаревал. К тому же серийные самолёты были построены с чудовищным качеством (опять же, даже по советским меркам). Короче, летала штурмовая авиация на ССС – версиях антикварного Р-5. И ещё на штурмовой версии неудачного двухместного истребителя ДИ-6, а ещё на списанных старых истребителях… В общем, штурмовик был и правда нужен.
Ильюшин настойчиво просил его снять с поста начальника главка. И добился своего. Но Сталин назвал его за это «дезертиром» и отношение к нему сильно ухудшилось, по крайней мере, так утверждал Яковлев. Проект штурмовика вырос в Ил-2. Ещё до войны Ильюшин получил (по факту именно за ИЛ-2, ибо характеристиками и производством будущего ДБ-3Ф военные были недовольны, а иных самолётов у Ильюшина в серии не было) Сталинскую премию.
Сменившего Ильюшина в Главке Беляйкина посадили. И он то ли умер в заключении, то ли успел выйти и был убит в своей квартире неизвестными (Растренин приводит обе версии). Такие дела.
Ах да, Вы спросите, что же стало с Сильванским и его проектом. Проект не взлетел. Точнее, самолёт не взлетел. Оказалось, что высоты передних стоек шасси не хватает, и при разбеге винт при «просадке» амортизаторов цепляет за грунт. Потом, правда, пепелац доработали и взлететь удалось, но тут же проявились все те проблемы с устойчивостью, которые были выявлены ещё комиссией, созданной Ильюшиным. КБ разогнали, а Сильванский … Не пострадал. Похоже, ему удалось как-то выпутаться даже из истории с ЗИС-101 директора завода, который он несанкционированно увёз с собой с завода, с которого он перевёлся на другой завод. Snatch, в общем. А потом ЗИС ещё в кювет улетел.
Да, вышеописанное это на 95 % пересказ замечательной книжки Растренина «Штурмовые самолёты СССР (до 1941 г.)». Там много всего интересного. Читайте – не пожалеете! Фоточки, в основном, с airwar.ru, оттуда же взято описание последующей судьбы Сильванского и его пепелаца.
Автор - Никита Баринов