Анастасия Загорская и Екатерина Илащук, ведущие нашего YouTube-канала «3 мамы», поговорили с Ларисой Сурковой (блогером-миллионником и мамой шестерых детей) на самые острые темы. Присаживайтесь, мы начинаем!
Анастасия: Моей дочке 5 лет, она любит смотреть Лайк Настю. И вот недавно она пришла и спрашивает: «Мам, а можно мне тоже каждый день будут дарить подарки, как этой девочке?». Я сразу прикрыла эту лавочку и решила, что Лайк Настю моя Полина больше смотреть не будет. А как вы к этому относитесь?
Лариса: А почему ребёнок в 5 лет вообще решает, что смотреть? Это наша родительская обязанность — знать, что ребёнок смотрит и зачем.
Что касается Лайк Насти, я работаю с этим каналом уже 6 месяцев. И мама Насти, Аня, около года назад начала следить, чтобы контент выходил только качественным. Наверное, это присуще почти всем контент-мейкерам — в определённый момент мы начинаем очень следить за тем, какие ценности мы несём в мир и что мы транслируем.
А Ютуб, кстати, наоборот продвигает старые видео и хочет, чтобы дети смотрели их почему-то. У нас есть совместные новые видео на канале, где хорошие просмотры, но если вбить «Лайк Настя», то сверху всё равно будут старые видеораспаковки. И с этим ничего не сделаешь. Интернет помнит всё, а Ютуб помнит распаковки.
Возвращаясь к решению ребёнка смотреть тот или иной контент, хочется всё-таки, чтобы именно взрослые принимали подобные решения. Следите за тем, что смотрит ваш ребёнок.
Анастасия: Что тогда делать, если ребёнок увидел превью и захотел посмотреть видео, а родитель не знает, что это, или не хочет, чтобы ребёнок это смотрел?
Лариса: Первый момент: у Ютуба миллион настроек, благодаря которым можно настроить ваши рекомендации так, чтобы ребёнку на глаза не попадались «плохие» ролики.
Второй момент — а нужен ли вообще Ютуб? Дети сейчас растут быстро, и моя дочь, которой 9 лет, запросто обойдёт все эти блокировки и посмотрит то, что хочет. Поэтому мы этот вопрос решили радикально: у нас Ютуба на телевизоре нет!
Но когда где-то что-то вылезает, не поможет запрещать ребёнку смотреть ролик. Нужно сесть смотреть с ним и разобрать, правильно ли то, что там показывают. Поговорить, обсудить.
Читайте также: «Уступи ей! Она же девочка!» или как воспитывать мальчиков и девочек
Выпуск с Ларисой Сурковой можно посмотреть на нашем канале 3 moms
Екатерина: А что делать с окружением? У нас дома очень контролируемая лента на ютубе, только детский «хороший» контент. Но сын всё равно приносит из школы, от двоюродного брата этих Сиреноголовых, разные игры и прочее.
Лариса: Всё, что происходит с детьми, взрослые воспринимают через свою призму. И поэтому темы, при которых родители нервничают (их обычно две – смерть и секс), для детей являются просто темами и просто вопросами. Ничего в этом страшного нет.
«Уродцы» всегда были: и Телепузики, и Лунтик, и Барби с Братц. Раньше они плохо воспринимались родителями. Теперь же мы смотрим на них и думаем: «Какие милашки!»
Я считаю, что игры детям до 7-8 лет вообще не нужны. Они сажают на крючок и очень хорошо вырабатывают зависимость. И не важно, Хаги-Ваги это или Майнкрафт. Развитие — это про дать потрогать, понюхать, ощутить, но не про игры на телефоне.
Если мы говорим про страшные игрушки, то это нормально. Это что-то остренькое, чем можно пугать. Детский адреналин, который и в наше время был. Вспомните ту же чёрную-чёрную комнату и прочие страшилки. Игрушка — это всего лишь игрушка, мы сами можем вложить в неё тот смысл, который захотим. Мне писала мама, например, которая с помощью Хаги-Ваги поборола детские страхи ребёнка. Она просто посадила его у двери в комнату и сказала, что он отпугнёт всех монстров и защитит. И теперь Хаги-Ваги совсем не страшный. Он — защитник.
Екатерина: Кстати, да. Мой сын не видел ни мультик, ни игру. Но сама мягкая игрушка у него есть. И когда я спрашивала его, чем им нравится такая страшилища, он сказал, что дети наделили его добрыми способностями. И они везде водят их с собой, едят и спят с ними.
Лариса: Да, дети мудрее взрослых. Они не мыслят стереотипами, а сочиняют игрушкам свои истории. Всему своё время. И детство — время для фантазий.
А взрослые не готовы быть толерантными даже на уровне куска плюша. Это ведь мы говорим, что игрушка страшная, плохая. А дети в нём совсем не это видят.
Читайте также: Какое имя дать ребёнку, чтобы не испортить ему жизнь: 10 основных правил
Анастасия: И дети же почти всегда озвучивают своё желание иметь игрушку, потому что она есть у всех.
Лариса: Это такой период. «Как у всех» — естественный этап социализации ребёнка. Не нужно им запрещать, потом это уйдёт, и наоборот будет «хочу не так, как у всех».
Екатерина: Так как избавиться от того, что приходит извне? Когда брат смотрит, друзья смотрят, а ему почему-то нельзя…
Лариса: Это тяжёлая тема. Знаете, вот я своим детям не даю в руки телефоны, планшеты и т. д. А приходят к нам в гости подружка с мамой, и у девочки большой-большой планшет. Что делать? Маму поучать? Или чужого ребёнка? Я обычно беру хитростью. Говорю, чтобы смотрели на телевизоре, потому что так удобнее. Обычно работает. А в местах, где мы этого не можем контролировать (лагеря, школы, детские сады), я предлагаю отпустить ситуацию и потом обсудить её с ребёнком. Это нужно, чтобы оставаться на волне с ребёнком и не потерять нить доверия. Если ребёнок вам показывает и рассказывает — это прекрасно!
Ещё нужно следить за временем, которое ваши дети проводят у экрана. У них очень быстро переключается внимание, и если ребёнок провёл у телевизора больше времени, чем нужно, то он будет перевозбуждён и на взводе. Не стоит до этого доводить.
Анастасия: Есть всё-таки какие-то категории контента, которые, на твой взгляд, прям «стоп»?
Лариса: Я вообще считаю, что детский контент на Ютубе должен получать некий знак качества. Потому что большая проблема с контентом, который никем не оценён.
Стоп-контент:
– Ролики, которые снимают взрослые и переносят туда свои штампы. Условно, что в дырявых платьях ходят бедные.
– Распаковки. Это словно реклама, которая кричит «КУПИ». Дети разучились мечтать.
Кстати, есть гениальный мультик «Головоломка». Там показано, что все воспоминания не о материальных вещах, а про эмоции! Про поход с папой на каток, про поездку на море и т. д.
– Стримеры. Нельзя их смотреть, потому что возникает ощущение сопричастности к победе. В реальной жизни чего-то достичь сложнее, чем в виртуальной. Из-за этого ребёнок может получить зависимость. Из-за лёгкости побед.
Читайте также: Темы родительства и преемственности поколений в современных мультфильмах
Екатерина: А есть какие-то маячки для родителей, которые могут помочь родителям понять, что контента уже слишком много и ребёнка надо оградить?
Лариса: Конечно! Первый и самый главный: ребёнок не может отлипнуть от гаджета. Тут вы просто убираете это совсем. Нельзя разрешать чуть-чуть. Нужно убрать вообще.
Анастасия: А как вы относитесь к тому, что лгбт-повестка стала проникать в мультфильмы?
Лариса: Я считаю, что в жизни детей этого быть не должно. Ребёнок постоянно ищет что-то новое, и ему вечно хочется что-то попробовать. И если ему это показывать, он может захотеть попробовать и это. Дети не готовы к такому выбору. Они ещё не доросли.
Екатерина: Мне кажется, достаточно просто научить ребёнка уважать всех людей.
Лариса: Нужно научить взрослых. Детям абсолютно всё равно. А вот взрослые, которые находятся рядом, — уже другое дело. Нужно начинать с себя.
Анастасия: Есть категория взрослых, которые показывают детям только советский контент. Правильно ли это? Детям же хочется смотреть что-то поярче…
Лариса: Правильно, нужно смотреть что-то поярче. Это помогает для формирования зрения.
Всё хорошо в меру. Ребёнок ваш вообще хочет это смотреть или мечтает, чтобы эта пытка скорее закончилась?
Анастасия: Дайте нам какой-нибудь ТОП мультиков, которые точно можно смотреть!
Лариса: «Малышарики», «Фиксики», «Про Миру и Гошу», «Щенячий патруль», «Барбоскины». Нужно подбирать мультфильмы по возрасту ребёнка. Это очень важно. И, пожалуйста, не смотрите мультики за едой!