Привет!
В статье Википедии про коллаж упоминается, что художник Аристарх Лентулов первым начал применять технику коллажа в русском искусстве.
Какие же у него жизнерадостные, сказочные работы! Интересно, что элементы коллажа использованы им в архитектурной живописи.
Аристарх Васильевич Лентулов (4 [16] января 1882 - 15 апреля 1943) - русский и советский художник, живописец, сценограф. Один из родоначальников русского авангарда.
Родился в семье священника и должен был пойти по его стопам. Но он бросил семинарию и стал художником.
Его работа "Москва":
С сайта Третьяковской галереи:
В воспоминаниях художника читаем: «…Я взял за центр самую высокую точку Москвы, а именно Ивановскую колокольню и расположил вокруг нее все остальные здания. Словом, изобразил ее с точки зрения трех эпох. Ее пестрота и колорит, ее азиатская яркость побудили меня применить цветные золотистые бумаги и различные ткани. То, что мне казалось так ярко выражает сущность внутреннего уклада, вкуса и любви Москвы к декоративно-пышной красоте».
На мой взгляд, "Москва", хоть и написана 110 лет назад, очень современная, как будто художник видел нашу столицу не только тогда, но и сейчас. Или Москва не изменилась, несмотря на те грандиозные события, которые произошли за эти 110 лет?
Всё же склоняюсь к тому, что он гениально отразил суть столицы, и никакие внешние изменения на неё не повлияли.
Работа "Звон (Колокольня Ивана Великого)":
С сайта artchive.ru:
Части строений у Лентулова теснятся, пританцовывают, витают в облаках, создают ощущение эфемерности и волшебности, словно речь не о реальной Москве, а о сказочной, в которой пространства и плоскости, краски и звуки ликуют, а прямая перспектива отсутствует. Кстати, о пересечении плоскостей. В архитектурных пейзажах Лентулов нередко пересекает их в самом буквальном смысле, используя метод коллажа. Здесь есть и наклейки из фольги, и бумага, на некоторых картинах случаются вставки бархата, атласа. По этой причине ряд его картин практически никогда не выставляется в других музеях. В частности, маловероятно, что увидеть «Звон» можно будет где-то, кроме Третьяковки – коллаж очень легко повредить при перевозке.
Работа "Храм Василия Блаженного":
С сайта Третьяковской галереи:
В "Василии Блаженном" художник еще решительней, чем в других картинах использует коллаж, золотую фольгу, из которой он вырезает звезды, наклеенные на купола.
Мои карта и коллаж дня: