Найти тему
Арт-бук

4972 дня. Коллажи в работах Аристарха Лентулова

Привет!

В статье Википедии про коллаж упоминается, что художник Аристарх Лентулов первым начал применять технику коллажа в русском искусстве.

Какие же у него жизнерадостные, сказочные работы! Интересно, что элементы коллажа использованы им в архитектурной живописи.

Аристарх Васильевич Лентулов (4 [16] января 1882 - 15 апреля 1943) - русский и советский художник, живописец, сценограф. Один из родоначальников русского авангарда.

Родился в семье священника и должен был пойти по его стопам. Но он бросил семинарию и стал художником.

Его работа "Москва":

Аристарх Васильевич Лентулов. 
Москва. 
Материал - холст. 
Техника - масло, цветная фольга. 
Размер - 179 x 189. 
1913
Аристарх Васильевич Лентулов. Москва. Материал - холст. Техника - масло, цветная фольга. Размер - 179 x 189. 1913

С сайта Третьяковской галереи:

В воспоминаниях художника читаем: «…Я взял за центр самую высокую точку Москвы, а именно Ивановскую колокольню и расположил вокруг нее все остальные здания. Словом, изобразил ее с точки зрения трех эпох. Ее пестрота и колорит, ее азиатская яркость побудили меня применить цветные золотистые бумаги и различные ткани. То, что мне казалось так ярко выражает сущность внутреннего уклада, вкуса и любви Москвы к декоративно-пышной красоте».

На мой взгляд, "Москва", хоть и написана 110 лет назад, очень современная, как будто художник видел нашу столицу не только тогда, но и сейчас. Или Москва не изменилась, несмотря на те грандиозные события, которые произошли за эти 110 лет?

Всё же склоняюсь к тому, что он гениально отразил суть столицы, и никакие внешние изменения на неё не повлияли.

Работа "Звон (Колокольня Ивана Великого)":

Аристарх Васильевич Лентулов. 
Звон (Колокольня Ивана Великого). 
Живопись, 1915, 211×213 см
Аристарх Васильевич Лентулов. Звон (Колокольня Ивана Великого). Живопись, 1915, 211×213 см

С сайта artchive.ru:

Части строений у Лентулова теснятся, пританцовывают, витают в облаках, создают ощущение эфемерности и волшебности, словно речь не о реальной Москве, а о сказочной, в которой пространства и плоскости, краски и звуки ликуют, а прямая перспектива отсутствует. Кстати, о пересечении плоскостей. В архитектурных пейзажах Лентулов нередко пересекает их в самом буквальном смысле, используя метод коллажа. Здесь есть и наклейки из фольги, и бумага, на некоторых картинах случаются вставки бархата, атласа. По этой причине ряд его картин практически никогда не выставляется в других музеях. В частности, маловероятно, что увидеть «Звон» можно будет где-то, кроме Третьяковки – коллаж очень легко повредить при перевозке.

Работа "Храм Василия Блаженного":

Аристарх Васильевич Лентулов. 
Храм Василия Блаженного. 
Живопись, 1913, 163×170 см
Аристарх Васильевич Лентулов. Храм Василия Блаженного. Живопись, 1913, 163×170 см

С сайта Третьяковской галереи:

В "Василии Блаженном" художник еще решительней, чем в других картинах использует коллаж, золотую фольгу, из которой он вырезает звезды, наклеенные на купола.

Мои карта и коллаж дня:

-4