За Голубыми озёрами (ссылка в конце статьи), что в 40 километрах от Нальчика, дорога взмывает, как горная птица.
Вопреки известному стихотворению Нелермонтова, Кавказ - отнюдь не стена, а лестница. Лесистый, Пастбищный, Скалистый и Главный (с Боковым) хребты поднимаются постепенно, и у последнего есть второе название - Водораздельный хребет. Те горы, что ниже, текущие с него реки прорезают насквозь, на Скалистом хребте из-за особенностей местных пород образуя теснины - на самом деле важнейший для горской культуры элемент Кавказа.
Каньоны с отвесными стенами надёжно хранили мир горцев от незваных гостей, и вместе с тем не были препятствием для горских набегов. Самое крупное горное общество именно на Череке Балкарском определили не столько самые тучные пастбища, сколько самая неприступная Черекская теснина - её глубина доходит до 500 метров, а по дну не пройти без опасных бродов.
До конца 19 века десятки кабаков (балкарских горных аулов) Малкарии были связаны с внешним миром лишь вьючными тропами. Сказывалось ещё и то, что балкарцы - самый мирный народ на Кавказе, набегу всегда предпочитавший торг: в вайнахские или адыгские долины Россия сама ускоренно прокладывала дороги, по которым можно было прислать туда карательный отряд, а эти - никого не беспокоят, так и пусть себе сидят.
Путь наружу стал инициативой самих таулалы: в 1883 году таубии Малкарского горного общества избрали "дорожных поверенных" Асламурза Абаева, Геурги Кюйгенова и Умара Темукуева и набрали из каракишей 500 рабочих в 20 бригад. Подрядчиком стал владикавказский купец Харлампий Муратандов, да и просто осетины как важнейшие торговые партнёры балкарцев активно участвовали в прокладке дороги: её самый первый участок старики так и называли - "Дюгерлиле-Жыргъан-Къол", то есть "Лощина, прорытая осетинами".
Государство ограничилось тем, что безвозмездно выделило горцам 21 тонну взрывчатки. В 1885-93 годах горную глушь связала с внешним миром Балкарская общественная колёсная дорога.
После вьючных троп то был впечатляющей прогресс, а вот с появлением автомобилей.... Узкий карниз наподобие боливийской Дороги Смерти так и оставался основным путём наверх и всю советскую эпоху. В осенью 1942 года по нему отступали красноармейские части под огнём разбойничьих банд, которые фашистская агентура свела в антисоветский отряд.
Так и не понял, зашли ли в ущелье немцы, но с из изгнанием из Кабарду в ту же осень этой дорогой поднялся карательные отряды НКВД - жертвами Черекской трагедии стало несколько сотен балкарцев, большинство из которых не имели никакого отношения к боевикам. 8-11 марта 1944 года этой же дорогой брели вниз с пожитками уже сами балкарцы, выселяемые в Казахстан.
И будь на их месте другой народ, БОКД сейчас бы представляла собой маршрут для пешеходов и джиперов к руинам забытых аулов. Но равнина Кабардино-Балкарии была заселена кабардинцами, отнюдь не мечтавшими о новых соседях, так что балкарцам в 1957 году ничего не оставалось, кроме как вернуться в горы.
К началу "эпохи застоя" за тяжёлой опасной дорогой жило несколько тысяч человек, а значит перед властями Кабардино-Балкарии год за годом стоял вопрос о её реконструкции. Удивительно, но яндекс с гуглом почти ничего об этой реконструкции не знают, однако достоверно то, что когда постсоветский Кавказ снова стал безопасным, самый сложный участок БОКДы был спрямлён через тоннель.
По карте в нём около 1200м, а пару раз встречал упоминания, что пробили его в 1996 году. По каменным сводам без отделки, по отсутствию вентиляторов и карманов, словом, по крайнему дефициту бюджетов и технологий, эта дата кажется вполне правдоподобной.
Тоннель имеет множество боковых выходов на обрыв, в которые при желании можно даже свернуть на машине - самое сложное после этого будет вырулить обратно в тоннель, движение по которому весьма интенсивно. Почти в самом конце подземелье вдруг прерывается метров на 20:
С просвета открывается вот такой вид:
Бусик уезжает парковаться за малый тоннель, а его пассажиры - идут на край любоваться тесниной. Примерно с того поворота лихой русский Иван в фильме "Война" сбрасывал в пропасть джип, отобранный у полевого командира...
Ходить, любуясь горами (особенно - не в такую погоду!) по БОКДе хорошо и приятно, но ездить... тут даже две машины не везде могли бы разойтись. "Русская Камино-де-ля-Муэрте" имела своё прозвище - Пронеси-Господь:
Лучше понять, какие горы тут были пробиты, можно, оглянувшись вниз:
Но вся теснина длиной порядка 6 километров, и буквально в прямой видимости тоннеля градусы горного склона начинают заметно идти на спад.
В единый пучок с дорогой, как провода в кабель, собраны высоковольтка и газовая труба:
Там, за поворотом - Верхняя Балкария:
За организацию поездки спасибо сообществу "Неизвестная Россия", которое а майские праздники она организует выезды по трём главным ущельям Кабардино-Балкарии.
Также приглашаю всех заинтересовавшихся в свой Живой Журнал (да, он ещё существует!), где контент публикуется раньше и целостнее.