Размышления о фильме «Уондер» (“Wander”, directed by April Mullen, 2020).
Детективная история в стиле психоделик-артхаус, с примесью ностальгии в сторону расследований Фокса Малдера и Даны Скалли. Рассказ о том, что всё явное есть обман, это путь психически больного детектива, ищущего следы преступлений в небольшом городке, ставшем центром экспериментов правительственных спецслужб.
Первые несколько минут вдохновляют на то, что сейчас будет представлен шикарный детектив, смешанный с фантастикой, однако всё разбивается, как только появляются главные персонажи и стиль фильма резко меняется, идёт последовательный уклон в артхаус, а потом ещё и добавляют психоделию, когда главного персонажа начинает трясти от потоков видений, подозрений и преследований. Всё это передаётся суетливым изображением, что нервирует и делает восприятие фильма негативным.
В фильме звучат песни, как я понял, на языке коренных племён, обитавших вдоль реки WOLASTOQ, которую ныне называют Сент-Джон. Эта река идёт вдоль границы Канады и США между штатом Мэн и Канадской провинцией Нью-Брансуик. Вероятно, не напрасно, если сопоставить смысл фильма и историю племён, которые, можно сказать, вымерли, когда четыреста лет назад приехали европейцы и распространили свои болезни. Оставшихся девушек оплодотворили и они родили уже европейских детей. Если простить стиль исполнения, то получается стандартный детектив, где очевидное есть обман, и в финале несколько раз перевернут ситуацию, так до конца зрителю и не объяснив, что реальность, что обман, либо у них здесь - всё обман. Может, не напрасно главный герой так смеялся зрителю в лицо на последних секундах, мол, как ловко все оказались одурачены, что ничего не поняли из того, что видели.
Моя трактовка событий:
У главного героя, Артура Бретника, бывшего полицейского детектива, были масштабные галлюцинации (видимо, в результате черепно-мозговой травмы во время аварии), которые он пытался снизить с помощью таблеток. Однако принимал он их без какой-либо системы, что вызвало мощнейшие побочные эффекты и привело к трагедии. После лечения в психиатрической клинике его отпустили на свободу, поселился на удалённой ферме, назвав её MIDDLE OF NOWHERE. В клинику попал потому, что не смог пережить утрату своей дочери. Была авария. В его автомобиль врезался грузовик. Дочку выбросило в окно, и она погибла, жена получила серьёзную травму, её отправили в клинику, она парализована. В клинике Артур познакомился с Джимми, таким же сумасшедшим пациентом.
Вместе они сошлись во мнении о том, что повсюду зреет заговор правительственных спецслужб, которые тем или иным способом хотят поработить сознание людей, и управлять ими, словно марионетками.
У правительства есть спутники, они следят за каждым, информация хранится в тайных бункерах, и чтобы обезопасить себя, нужны всеразличные кодирующие устройства связи, глушилки, антирадары и прочие чудеса. Выйдя на свободу, Артур и Джимми организовали радиостанцию, и каждый вечер, сидя под звёздами, передавали в эфир важные для всех сведения, что правительство планирует массовое порабощение граждан.
Основные события начинаются с того, что милая девушка пытается покинуть город Уондер. Но вдруг её автомобиль перевернулся, словно сам собой, а когда она выбралась, и пошла прочь, то, не пройдя и пары шагов за линию города, её грудь взорвалась. Девушка умерла. Приехали разные специалисты, которые решили спрятать труп подальше. "Мы её предупреждали".
С их мнением была не согласна мама, и она встретилась с Джимми и Артуром, рассказала об этом случае, что правительство убило её дочь, и никто не хочет отдавать труп, дабы похоронить. Заплатив 10 тыс. долларов, мама потребовала, чтобы Артур и Джимми узнали правду. Так началась командировка за 150 км от фермы Артура, в городок Уондер.
Весьма быстро Артур столкнулся со странностями, что городок этот будто и не жилой, хотя здесь есть люди, но все они будто бы замкнуты здесь, при очевидных возможностях уехать, остаются. Артур проник и в городской морг, увидев несколько трупов с идентичной раной в груди, взрыв изнутри наружу. Увидел, как некие люди возят в автомобилях тела живых людей и переносят их в гараж, и что злодеями управляет блондинка, лицо которой ему знакомо.
Когда он залез в гараж, то обнаружил подземный бункер, где стояло различное техническое оборудование, а люди в медицинских халатах делали незаконные операции, вживляя в тела некие чипы, именно в то место, где у трупов были дырки от взрыва. В бункере находится очень много людей, говорящих на разных непонятных языках, они сидят в стеклянных ящиках, и, видимо, просят выпустить их наружу. Расследование представлено вполне динамично, со всеми нервными моментами стрельбы, преследований, слежки, проникновений на частную территорию.
В финале Артуру Бретнику откроется несколько тайн. Какая из них реальность, какая вымысел, трудно сказать. Но если трактовать по-простому, то всё, что увидел Артур в городке Уондер, есть галлюцинация. Что, поддавшись параноидальному страху, он напал на Джимми и убил его, ибо подумал, что Джимми подослан агентами спецслужб, чтобы навредить Артуру и посеять сомнения в его душе. Однако финал перевернут несколько раз, представив картину, будто бы здесь все персонажи являются участниками какого-либо заговора. Словно Артур прав, и одновременно неправ. Зрителю самому решать, что здесь правда.
Покажут, что Артур выковырял из своей груди чип. Но откуда он там взялся? До того, как он приехал в городок, не было чипа в его груди. Однако как только он "увидел серию трупов с дырой в груди", сразу стал говорить, что его намеренно притянули в этот городок, чтобы вживить чип. Паранойя как она есть. Это страшно. Когда мозг разрушает реальность. Это страшно потому, что люди с разрушенным мозгом могут действовать свободно и отпиливать головы своим друзьям.
Друзья! Подписывайтесь на наш канал!
Автор: Азарин Сергей