Найти тему

Осторожно, паранойя! Фильм "Уондер".

Размышления о фильме «Уондер» (“Wander”, directed by April Mullen, 2020).

Детективная история в стиле психоделик-артхаус, с примесью ностальгии в сторону расследований Фокса Малдера и Даны Скалли. Рассказ о том, что всё явное есть обман, это путь психически больного детектива, ищущего следы преступлений в небольшом городке, ставшем центром экспериментов правительственных спецслужб.

Первые несколько минут вдохновляют на то, что сейчас будет представлен шикарный детектив, смешанный с фантастикой, однако всё разбивается, как только появляются главные персонажи и стиль фильма резко меняется, идёт последовательный уклон в артхаус, а потом ещё и добавляют психоделию, когда главного персонажа начинает трясти от потоков видений, подозрений и преследований. Всё это передаётся суетливым изображением, что нервирует и делает восприятие фильма негативным.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В фильме звучат песни, как я понял, на языке коренных племён, обитавших вдоль реки WOLASTOQ, которую ныне называют Сент-Джон. Эта река идёт вдоль границы Канады и США между штатом Мэн и Канадской провинцией Нью-Брансуик. Вероятно, не напрасно, если сопоставить смысл фильма и историю племён, которые, можно сказать, вымерли, когда четыреста лет назад приехали европейцы и распространили свои болезни. Оставшихся девушек оплодотворили и они родили уже европейских детей. Если простить стиль исполнения, то получается стандартный детектив, где очевидное есть обман, и в финале несколько раз перевернут ситуацию, так до конца зрителю и не объяснив, что реальность, что обман, либо у них здесь - всё обман. Может, не напрасно главный герой так смеялся зрителю в лицо на последних секундах, мол, как ловко все оказались одурачены, что ничего не поняли из того, что видели.

Моя трактовка событий:

У главного героя, Артура Бретника, бывшего полицейского детектива, были масштабные галлюцинации (видимо, в результате черепно-мозговой травмы во время аварии), которые он пытался снизить с помощью таблеток. Однако принимал он их без какой-либо системы, что вызвало мощнейшие побочные эффекты и привело к трагедии. После лечения в психиатрической клинике его отпустили на свободу, поселился на удалённой ферме, назвав её MIDDLE OF NOWHERE. В клинику попал потому, что не смог пережить утрату своей дочери. Была авария. В его автомобиль врезался грузовик. Дочку выбросило в окно, и она погибла, жена получила серьёзную травму, её отправили в клинику, она парализована. В клинике Артур познакомился с Джимми, таким же сумасшедшим пациентом.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Вместе они сошлись во мнении о том, что повсюду зреет заговор правительственных спецслужб, которые тем или иным способом хотят поработить сознание людей, и управлять ими, словно марионетками.

У правительства есть спутники, они следят за каждым, информация хранится в тайных бункерах, и чтобы обезопасить себя, нужны всеразличные кодирующие устройства связи, глушилки, антирадары и прочие чудеса. Выйдя на свободу, Артур и Джимми организовали радиостанцию, и каждый вечер, сидя под звёздами, передавали в эфир важные для всех сведения, что правительство планирует массовое порабощение граждан.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Основные события начинаются с того, что милая девушка пытается покинуть город Уондер. Но вдруг её автомобиль перевернулся, словно сам собой, а когда она выбралась, и пошла прочь, то, не пройдя и пары шагов за линию города, её грудь взорвалась. Девушка умерла. Приехали разные специалисты, которые решили спрятать труп подальше. "Мы её предупреждали".

С их мнением была не согласна мама, и она встретилась с Джимми и Артуром, рассказала об этом случае, что правительство убило её дочь, и никто не хочет отдавать труп, дабы похоронить. Заплатив 10 тыс. долларов, мама потребовала, чтобы Артур и Джимми узнали правду. Так началась командировка за 150 км от фермы Артура, в городок Уондер.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Весьма быстро Артур столкнулся со странностями, что городок этот будто и не жилой, хотя здесь есть люди, но все они будто бы замкнуты здесь, при очевидных возможностях уехать, остаются. Артур проник и в городской морг, увидев несколько трупов с идентичной раной в груди, взрыв изнутри наружу. Увидел, как некие люди возят в автомобилях тела живых людей и переносят их в гараж, и что злодеями управляет блондинка, лицо которой ему знакомо.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Когда он залез в гараж, то обнаружил подземный бункер, где стояло различное техническое оборудование, а люди в медицинских халатах делали незаконные операции, вживляя в тела некие чипы, именно в то место, где у трупов были дырки от взрыва. В бункере находится очень много людей, говорящих на разных непонятных языках, они сидят в стеклянных ящиках, и, видимо, просят выпустить их наружу. Расследование представлено вполне динамично, со всеми нервными моментами стрельбы, преследований, слежки, проникновений на частную территорию.

В финале Артуру Бретнику откроется несколько тайн. Какая из них реальность, какая вымысел, трудно сказать. Но если трактовать по-простому, то всё, что увидел Артур в городке Уондер, есть галлюцинация. Что, поддавшись параноидальному страху, он напал на Джимми и убил его, ибо подумал, что Джимми подослан агентами спецслужб, чтобы навредить Артуру и посеять сомнения в его душе. Однако финал перевернут несколько раз, представив картину, будто бы здесь все персонажи являются участниками какого-либо заговора. Словно Артур прав, и одновременно неправ. Зрителю самому решать, что здесь правда.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Покажут, что Артур выковырял из своей груди чип. Но откуда он там взялся? До того, как он приехал в городок, не было чипа в его груди. Однако как только он "увидел серию трупов с дырой в груди", сразу стал говорить, что его намеренно притянули в этот городок, чтобы вживить чип. Паранойя как она есть. Это страшно. Когда мозг разрушает реальность. Это страшно потому, что люди с разрушенным мозгом могут действовать свободно и отпиливать головы своим друзьям.

Друзья! Подписывайтесь на наш канал!

Автор: Азарин Сергей

www.azarin.ru