В декабре 2021 года на Болотной набережной открыли культурный центр, поставив перед ней итальянскую скульптура странного вида, напоминающую всем однозначно НЕЧТО дурно пахнущее, но именуемое Глина N4. Страшно подумать, что где-то высятся три остальные Г...
Центр называется Дом культуры "ГЭС-2" и принадлежит культурному фонду V-A-C миллиардера Леонида Михельсона. Реконструкцию, а это именно перестройка и обновление старинного здания, возглавлял лауреат Притцкеровской премии итальянский архитектор Ренцо Пьяно и его бюро RPBW.
Что получилось?
Получилрсь стерильно, красиво, эстетично и абсолютно мертво.
В этом Доме культуре всё странно - даже призрачно-обманчиво свободный вход по куар-коду. Один раз мы не попали - местОФ не было, но при этом в застекленном аквариуме было пусто. Во второй раз зарегистрировались заранее. Попали, бродили, сдав верхнюю одежду в механизированный гардероб с плечиками, по пустынному выхолощенному пространству и диву давались его безликости и никчемности. Даже если бы не случились санкции, совершенно непонятно, как прозрачный колосс можно было бы использовать для международных выставок и проектов. Но он безусловный арт-объект сам по себе.
Сейчас в здании открыта одна выставка - музыка через произведения изобразительного искусства или наоборот - ИЗО через музыку. Концептуально и совершенно не ново...
Но вернемся к зданию.
Почему ГЭС? Потому, что это действительно старая электростанция 1904-1907 годов постройки. Городская, возведенная на деньги Москвы для снабжения электроэнергией трамваев. Поэтому называлась она сначала Центральной трамвайной электростанцией. Первые же две ЭС были построены в Москве «Обществом электрического освещения 1886 года» братьев Симменс в Георгиевском переулке (за современной Госдумой) и на Раушской набережной напротив Кремля. Последняя станет ГЭС-1.
ГЭС расшифровывается не как Гидро ЭС, а как Городская электростанция.
"Нашу" строил архитектор Василий Башкиров, автор проектов (в соавторстве с Виктором Васнецовым) известных зданий в русском стиле — дома Цветкова на Пречистенской набережной и фасада Третьяковской галереи.
При проектировании Трамвайной ГЭС Башкиров виртуозно решил задачу органичного вписывания индустриальной громады в исторический городской ландшафт.
ГЭС получилась красивым образчиком промышленной архитектуры, стиль которой историки Москвы определяют как неоготику или русский стиль.
Здание состоит из 3 корпусов - промышленной базилики-котельной, машинного и административного зданий. Последние два выходят на Водоотводный канал, и именно их рассматривают как выполненные в в русском стиле. В них действительно есть и килевидные фронтоны, и наличники в духе русского узорочья, и шатровая часовая башенка а ля Спасская. Однако при взгляде на ГЭС первым на ум, скорее, придет сравнение с немецкой кирхой.
Внутри же главенствует промышленный стиль - мощные фермы с заклепками, колонны и элегантная паутина под потолком. И тут однозначно прослеживается связь с викторианскими индустриальными зданиями. Крыша всегда была стеклянной, сохранена она и сейчас, плюс стекленными стали и стены.
Я бы назвала стиль ГЭС стимпанковской готикой или готическим стимпанком.
А чтобы согласиться со мной или поспорить - надо обязательно сходить в новое арт-пространство. Чтобы иметь собственное мнение. Вдруг я слишком саркастична и критична...
(С) Наталия Будур