Найти в Дзене
AlexAlexoff

Драгоценные камни. Синий сапфир: как не ошибиться с выбором?

С учетом специфики российского законодательства, не допускающего розничную реализацию драгоценных камней первой группы без геммологического сертификата ( а сертификация сапфиров в РФ в рутинном порядке не осуществляется), вопрос о выборе достойного камня звучит риторически... Для российского покупателя, ответ на этот вопрос лежит в плоскости выбора ювелирного изделия с сапфиром/сапфирами.

Стандартные изделия с сапфирами в отечественных ювелирных салонах
Стандартные изделия с сапфирами в отечественных ювелирных салонах

Конечно, выбор остается за покупателем - в зависимости от его финансовых возможностей, предпочтений и побудительных мотивов. Важно знать одно: ни одно из подобных изделий не может служить средством сбережения денег и, тем более, инструментом инвестирования. Для понимания этого обстоятельства, достаточно представить путь камня от места его добычи до прилавка ювелирного магазина:

Каждый из этапов этого пути добавляет камню стоимости...
Каждый из этапов этого пути добавляет камню стоимости...

Кроме того, в привычной российскому покупателю "ювелирке" в качестве вставок, как правило, используются камни очень низкого качества:

Подобные камни обозначаются геммологами термином "насыпка для аквариума"
Подобные камни обозначаются геммологами термином "насыпка для аквариума"

Различия с сапфирами достойного уровня видны невооруженным глазом даже неспециалисту:

-4

Многие россияне надеются купить что-либо из драгоценных камней в странах Юго-Восточной Азии: Камбодже, Таиланде, Вьетнаме..., в Африке (Танзания, Мозамбик) и прочих странах, где рынок "свободен и безбрежен". И, увы, в большинстве своем вступают на "поле чудес" с известными последствиями этого шага. Иными словами, встречаются с обманом на каждом шагу.

Не углубляясь в тему всяческих подделок, многочисленных имитаций сапфира, разнообразных методов изменения/ улучшения цвета и чистоты камня... Не останавливаясь на синтетических корундах Вернейля, композитных камнях (дублеты, триплеты) и т.д. Принимая во внимание, что в 99.99% случаев покупатель не обладает углубленными знаниями и не имеет при себе специального геммологического инструментария, - чтобы не уподобиться Буратино, следует соблюдать несколько фундаментальных правил.

Правило первое. Не покупайте сапфиры и изделия с ними у продавцов на пляжах, уличных развалах, в сомнительных частных магазинах и лавках. Не пользуйтесь услугами "случайных" прохожих, предлагающих проследовать в магазины, где вас ждут самые лучшие камни и самые низкие цены. Прилагаемые к камням "сертификаты" и "экспертные заключения" разнообразных местных "лабораторий" форматом с пластиковую карту в 100% случаев не являются гарантией подлинности камня и его соответствия заявленным характеристикам.

Правило второе. Не покупайте камни и изделия с ними в тех ювелирных центрах, куда организуются групповые туристические экскурсии. Цены в них сильно завышены, камни имеют одну характеристику: "нравится или не нравится".

Правило третье. Сапфиры хорошего качества не могут стоить дешево. Давно канули в Лету те времена, когда европейцы меняли у аборигенов уникальные камни на нитку стеклянных бус. В отличие от алмазов, спрос на качественные цветные камни во всем мире существенно превышает предложение. Даже на местах непосредственной добычи камней, продавцы превосходно ориентируются в рыночных ценах.

Правило четвертое. Покупайте камни в специализированных магазинах, реквизиты которых представлены на веб-сайтах. В Бангкоке, например, такие магазины и центры торговли расположены в районе улицы Силом. Более того, там же (ближе к парку Люмпини) находится салон, торгующий исключительно сапфирами, сертифицированными авторитетной швейцарской геммологической лабораторией (SSEF). Любой из представленных сапфиров сопровожден сертификатом, подлинность которого можно проверить по QR - коду.

Образец сертификата AGL (Американской геммологической лаборатории)
Образец сертификата AGL (Американской геммологической лаборатории)

Правило пятое. Любой продавец заинтересован продать, в первую очередь, наименее качественные камни. По этой причине, потенциальному покупателю будут предлагаться на выбор сотни камней, уложенных в десятки кассет и извлекаемых одна за другой из-под прилавка.

Глядя на это великолепие, у неискушенного покупателя в буквальном смысле "разбегаются глаза"
Глядя на это великолепие, у неискушенного покупателя в буквальном смысле "разбегаются глаза"

Вместе с тем, наиболее качественные и ценные камни, коих единицы, до поры до времени надежно укрыты в сейфе... Чтобы их увидеть, следует соблюдать...

Правило шестое. Продемонстрируйте продавцу свои прикладные знания, касающиеся параметров качества сапфира, а также навыки пользования ювелирной лупой (лучше всего - собственной) и пинцетом. Обращая внимание продавца на дефекты огранки, существенные включения и изъяны, неудовлетворительные цветовые характеристики предлагаемых камней, вы дадите ему понять, что не являетесь дилетантом в этой области. Тем самым, приблизите момент знакомства с "creme de la creme" - "лучшими из лучших". Кроме того, вы завоюете уважение продавца и обретете право на обсуждение цены. Что очень немаловажно, когда речь заходит о достойном предложении и серьезной сделке.

Правило седьмое. Важно помнить, что сапфир относится к "вечерним" камням, цвет которых "умирает" при слабом освещении. Одно исключение из этого обстоятельства - кашмирские сапфиры цвета "velvet blue", которые сохраняют свой цвет даже при искусственном освещении.

Два камня в центре - Кашмир, два других - Цейлон. Освещение лампой накаливания.
Два камня в центре - Кашмир, два других - Цейлон. Освещение лампой накаливания.

До принятия решения о покупке, согласуйте с продавцом возможность оценить цвет сапфира при дневном уличном освещении! В ювелирных магазинах освещение специально подобрано так, чтобы камень предстал в "лучшем цвете". Более того, на наше восприятие цвета сапфира влияют погодные условия (солнечно или пасмурно), время дня, географическое местоположение (например, один и тот же сапфир в Бангкоке выглядит иначе, чем в Москве или Нью-Йорке), и ряд других факторов.

Хочется надеяться, что следование предложенным правилам поможет сделать правильный выбор и убережет от оплошностей, ведь не зря подмечено Генри Фордом, что: "Разочарование от низкого качества длится значительно дольше, чем радость от низкой цены"

-8