Основано на книге: Гари Маркус. Клудж.
Собрала основные и наиболее, как мне кажется, интересные моменты из книги по основным разделам (острожно, много букв) :
Черты, которые больше всего выделяют нас как людей, — язык, культура, ясность мышления — должны были строиться на генетической основе, первоначально приспособленной совсем для иных целей. У нашего мозга, сформированного в совершенно иных условиях нежели сейчас, есть множество недостатков.
Но многие наши когнитивные огрехи исправимы: мы можем научиться более взвешенно рассматривать факты, реагировать на предвзятость умозаключений, строить планы и принимать решения такими способами, которые больше соответствуют нашим собственным долгосрочным целям. Если мы сделаем это — если мы научимся понимать наши ограничения и обращаться к ним напрямую, — мы можем перехитрить наш клудж.
1. Память.
Человеческая память, как известно, далека от совершенства. Она работает по принципу контекста, что имеет как преимущества, так и недостатки. Зависящая от контекста память задает приоритеты. Она поставляет прежде всего то, что нам требовалось недавно, и то, что нам было необходимо раньше в ситуациях, подобных нынешней, — то есть именно тот тип информации, которая нужна нам больше всего. Но. Закрепление наших воспоминаний на основе контекста и подсказок, а не строго определенных мест ведет к проблеме: воспоминания часто размываются и сливаются вместе. Эта интерференция может привести и кое к чему похуже: к ложным воспоминаниям. Еще одно следствие контекстной памяти состоит в том, что почти каждый бит информации из того, что мы услышали (увидели, ощутили, попробовали на вкус или понюхали), нравится нам это или нет, запускает следующий ряд воспоминаний — часто помимо нашего сознания, влияя тем самым на наше восприятие (это называется прайминг). Исследования подтверждают истину, известную большинству адвокатов: свидетеля можно направлять наводящими вопросами. Кроме того, эти исследования со всей очевидностью показывают, насколько ненадежной бывает человеческая память.
Это объясняется тем, что мы эволюционировали не как компьютеры, а как деятели в исконном смысле слова: как организмы, которые действуют, существа, которые воспринимают мир и делают что-то в ответ. Нашим предкам, живущим исключительно сегодняшним днем (как практически все существа, кроме людей, и живут до сих пор), быстрый доступ к соответствующей по контексту памяти о недавних или частых событиях помогал искать пропитание или избегать опасности. Какие-то более редкие события ускользали, ввиду меньшей необходимости. Но для современного человека, живущего в эпоху когда нужно оперировать огромными массивами информации, это очень неудобно. Да и забываем мы отнюдь не то, что хотим забыть; каждый ветеран войны или жертва холокоста подтвердит это.
2. Убеждения
Способность придерживаться ясных убеждений, которые мы можем обсуждать, оценивать, осмысливать, как и язык, — недавние достижения эволюции, они характерны для людей и редки или отсутствуют у других биологических видов. А то, что существует недавно, редко бывает отлажено как следует.
Хотя в основе нашей способности судить о чем-то лежат мощные системы, в то же время мы подвластны предрассудкам, манипулированию и введению в заблуждение.
Примеров таких когнитивных искажений множество. Если человек вызывает у нас положительные эмоции по одной причине, мы склонны автоматически приписывать ему и другие хорошие качества, это явление в психологии называется эффектом ореола. Другой феномен, называемый «иллюзией фокусировки» показывает, насколько легко манипулировать людьми, всего лишь переключая их внимание с одной информации на другую.
Возвращаясь к теме нашей памяти : всякое убеждение пропускается через непредсказуемый фильтр контекстной памяти. Либо мы вспоминаем представление, сложившееся у нас прежде, либо выводим его из тех воспоминаний, которые всплыли в нашем мозге.
Исследования показывают, что практически в любом коллективном предприятии, от содержания дома до написания академических трудов совместно с коллегами, сумма воспринимаемых каждым участником собственных вкладов превышает общий результат выполненной работы.
Когнитивное заражение так сильно, что даже совершенно не имеющая отношения к делу информация может «водить нас за нос».
Другой источник когнитивного заражения связан со стереотипностью мышления, с человеческой склонностью считать хорошим то, что хорошо знакомо.
Наше мышление условно можно разделить на два потока: один — быстрый, автоматический, преимущественно бессознательный; а другой — медленный, целенаправленный, сознательный.
Бессознательное влияние нашей атавистической системы так сильно, что, когда наш разум пытается взять под контроль ситуацию, усилия частенько оказываются напрасными. Если мы расстроенны, устали или голодны, наши способности критически мыслить и принимать взвешенное решение может приступиться.
Эволюция дала нам инструменты для рассуждений и размышлений, но не дала никаких гарантий, что мы сможем ими беспрепятственно воспользоваться. Мы чувствуем себя так, словно наши убеждения основаны на холодных, твердых фактах, но часто их незаметно для нас самих формирует наследственная система. Когда мы придерживаемся какой-либо теории — большой или малой, мы склонны скорее замечать свидетельства, подтверждающие ее, чем данные, опровергающие ее.
Для того чтобы разобраться в чем-то как следует, надо оценить аргументы обеих сторон. Но, не приложив дополнительных усилий и не заставив себя сознательно рассмотреть альтернативы — а не то, что всплывает само по себе, — мы склонны скорее вспоминать свидетельства, которые согласуются с устраивающим нас предположением, чем с данными, которые идут вразрез с ними.
Соедините когнитивное заражение, предвзятость подтверждения и стратегию позитивного тестирования, и вы получите биологический вид, готовый поверить во что угодно.
Группа явлений : фрейминг, эффект якоря, восприимчивость к рекламе и т.п., — лишь часть головоломки; на наши решения часто влияют и воспоминания о нашем внутреннем состоянии.
Рациональность по определению требует взвешенного и разумного анализа данных, но устройство памяти млекопитающего просто не приспособлено для этой цели.
4. Удовольствие
Вопрос не в том, как мы определяем счастье, а почему с точки зрения эволюции людей вообще это волнует. Нами правит удовольствие, как заметил Фрейд (а задолго до него Аристотель), и без него развитие человека как вида было бы невозможно. Когнитивные психологи называют такой ускоренный ответ эффектом позитивного прайминга; это означает, что мы постоянно и автоматически делим все, с чем сталкиваемся, на две категории: хорошее или плохое.
Хотя глубинная идея удовольствия как мотива имеет здоровое зерно, система удовольствия в целом — клудж, от начала и до конца. мозговые аппаратные средства, управляющие удовольствием, как и в значительной степени вообще устройство психики, имеют двоякую природу. Большинство удовольствий идет от атавистической рефлексивной системы. Мои гены были бы лучше, если бы я пропустил десерт. Дольше сохранялись бы артерии, что позволяло бы мне зарабатывать больше денег и лучше заботиться о моих потомках. Но эти самые гены из-за своей недальновидности оставили меня с мозгом, которому не хватает мудрости, способной преобладать над животной частью мозга.
Вторая причина более хитроумна: центр удовольствия не строился для таких, как мы, созданий, разбирающихся в культуре и технике. Большинство наших механизмов получения удовольствий достаточно примитивны, и в конечном итоге мы научились быть умнее их.
Мы, люди (в целом, а не по отдельности), придумали тысячи способов обманывать наши центры удовольствия. Языку приятен сладкий вкус фруктов? Ага! Предложить вам мармелада? Лимонада? Фруктового сока с искусственными ароматизаторами?
Значительная часть нашего психического устройства существует, кажется, для того, чтобы оценивать вознаграждения (представляющие удовольствие), но фактически весь этот механизм допускает более широкий круг возможностей, чем было бы идеально (с точки зрения генов). Это мы наблюдаем с удовольствием от сахара — пломбир с горячей карамелью почти всегда приносит удовольствие, нуждаемся мы в калориях или нет, — и точно так же с более современными страстями, такими как зависимость от интернета.
Как это сформулировал психолог Джордж Миллер, мы все — «информоголики», и нетрудно видеть, как предки, которые любили собирать факты, превосходили тех, кто обнаруживал мало интереса к познанию нового. Любая новая информация вызывает удовольствие.
Привыкание к счастью заставляет нас двигаться вперед: жить, размножаться, заботиться о детях, сохранять работоспособность ради завтрашнего дня. Эволюция не позаботилась о том, чтобы мы были счастливыми, она сделала нас ищущими счастья.
Что же делать, по мнению автора, чтобы минимизировать недостатки нашего мышления?
1. Всегда, если только возможно, рассматривайте альтернативные гипотезы
2. Перефразируйте вопрос. Наша задача — как потребителей, как избирателей, как граждан — быть начеку и развить у себя привычку переосмысливать все, о чем нас спрашивают.
3. Всегда помните, что корреляция не означает наличие причинно-следственной связи
4. Никогда не забывайте о размере вашей выборки. Говоря языком математики, чем больше выборка, тем надежнее оценка.
5. Предвосхищайте собственную импульсивность.
6. Недостаточно просто ставить цели. Составляйте планы с учетом непредвиденных обстоятельств.
7. По возможности не принимайте важных решений, когда вы утомлены или ваша голова занята другими делами.
8. Всегда соотносите выгоды и издержки. Звучит как само собой разумеющееся, но это отнюдь не то, что присуще человеку от природы
Кстати, обращайте внимание на то, что некоторые экономисты называют «альтернативными издержками»; какую бы инвестицию вы ни делали, финансовую или любую другую, подумайте, что вы могли бы предпринять вместо этого.
9. Представляйте себе, что ваши решения могут быть проверены. Исследования показывают: люди, которые считают, что им понадобится обосновывать свои ответы, менее тенденциозны в сравнении с теми, кто на это не рассчитывает.
10. Дистанцируйтесь от себя.
При всякой возможности надо спрашивать себя, как решение отзовется на ваших ощущениях в будущем.
11. Остерегайтесь яркости, субъективности и анекдотичности
12. Выделяйте главное.
13. Старайтесь быть рациональными. Да, наверное, недостаточно просто напоминать себе о необходимости быть рациональными, но в совокупности с остальными приемами это может помочь.