Каждый день каждому из нас важен взаимообмен с окружающими. Без этого мы не можем полноценно существовать. Нам очень важно общаться с коллегами, друзьями и родными для того, чтобы как минимум чувствовать себя гармонично.
Со мной конечно могут поспорить, мол вроде бы есть интроверты, которыми себя мнит в наше время каждый второй. Но на самом деле интроверт - это человек, который теряет большое количество энергии при общении с большим количеством людей. Т.е. это такая личность, которой лучше проводить индивидуальную работу с кем-либо, а не пытаться работать с толпой. Но при этом такой человек не боится общаться с людьми, он лишь ограничивает количество людей за 1 прием. А люди, которые прячутся дома от людей, точно не интроверты и это легко лечится на приеме у психолога.
Нам очень нужен взаимообмен. Чтобы выполнить работу и что-то продать, нам нужен взаимообмен с покупателем. Чтобы жениться или выйти замуж, нам нужен взаимообмен с потенциальным партнером, чтобы получить заработную плату, нам нужен взаимообмен с нашим начальником. Чтобы приобрести для себя нечто новое (товар, информацию, новые ощущения) нам нужен взаимообмен с продавцом или тем человеком, который может нам помочь восполнить эту потребность.
С детства я слышала такую фразу: "мы все так или иначе продаем себя, значит нужно сделать это с максимальной выгодой". Часть правды в этой фразе есть, но всё не на столько банально. Я не хочу сказать, что мы продаем себя, ведь продажи - это сделка, при которой одна из сторон получает деньги, а другая товар. Чего нельзя сказать про взаимоотношения людей, за исключением наверное что проституции, но я сегодня пишу не об этом. Поэтому я использую термин "взаимообмен".
Но есть некоторые принципы продаж, которые применимы и в человеческих отношениях. Поэтому не судите меня строго, если дальше я буду использовать и этот термин тоже.
- Прежде всего я хочу обратить внимание на то, что взаимообмен - это не про втюхивание себя и своих качеств, чтобы вас оценили. Если говорить на примере продаж, то так часто ведут себя представители некоторых сетевых компаний (я ничего не имею против сетевых компаний, просто достаточно часто вижу именно там такой тип продаж). Продавец не думает о том, что нужно другому человеку, он вообще не думает о другом человеке, он думает лишь о себе и о том как бы продать свой товар любым способом. Подобным образом в отношениях ведут себя мужчины и женщины, которые так сказать "в девках засиделись". Вот им уже 35-40 и они ищут становятся похожи на хищников, которые пытаются любым способом затащить кого-то в постель, а потом закормят жертву борщами или завалят букетами, и жертве, как приличному человеку придется жениться. И, как ни странно, окружающие словно спинным мозгом чувствуют, что с такими людьми связываться нельзя и обходят их за километр. У таких людей ни с продажами, ни с отношениями не срастается. Либо они берут жертву силой и тогда покупатель или близкий человек долго и тихо такого человека ненавидит, а может и не тихо)
- Иногда очень важно сказать "нет" и отказаться от взаимообмена. Прежде чем соглашаться на крупную сделку, опытный продажник проведет переговоры и уточнит то, на сколько эффективным может быть взаимодействие. Например, если продажник понимает, что с конкретным коллективом или с имеющимся оборудованием компания просто не в состоянии выполнить необходимую работу, то он откажется, даже если ему предлагают приличную сумму авансом. Дело в том, что он может конечно взять эти деньги и начать работу, но т.к. соответствующего результата из этого не выйдет, то это плохо отразится на его репутации. Так легко прослыть безответственным работником и хапугой. Но, если он своевременно скажет нет, то заработает доверие людей и получит постоянных клиентов на длительный период, а не на разовую сделку.
Если говорить про отношения, то мы себя ведем точно также, когда, например, соглашаемся на секс при первой встрече или начинаем льстить и угождать человеку без оснований. Возможно получится провести интересно вечер, или получить подпись у нужного человека 1 раз. Но здесь совершенно бесполезно говорить про долговременные, открытые и искренние отношения. Честность прежде всего - лучше сказать "нет" вначале и отказаться от хорошего прямо сейчас, зато потом можно получит уважение и доверие человека.
В этом варианте человек уже думает об интересе другого человека, потому что пытается что-то сделать для него, но настроен лишь на разовое взаимодействие. Однако любой продажник прекрасно знает, что разовые сделки невыгодны, гораздо важнее привести постоянного клиента. В отношениях же, мы прекрасно понимаем, что кратковременные связи нам не интересны и они порой лишь растрачивают наше внутреннее состояние, после них остается больше боли и переживаний, чем эмоций от прожитого удовольствия.
- Не стоит врать, манипулировать людьми и давить на них. Они всегда это чувствуют и будут вас избегать, а значит хорошей коммуникации у вас не получится. Такое бывает в стоматологических кабинетах Приходишь к врачу с кариесом на 1 зубе, а он вам пишет, что вам нужно вылечит ещё 10 зубов, потому что там сколы или пломба ему на вид не понравилась. И сразу появляется ощущение, что что-то здесь не так. Приходишь к другому, он лечит кариес и говорит, что проблем у вас никаких нет. И тот и другой ведут неверную игру, потому что первый навязывает то, что пациенту не нужно, лишь бы заработать, другой не дает никаких рекомендаций и , возможно, теряет потенциального клиента, который с удовольствием бы пришёл к нему на чистку.
В отношениях точно также очень важно соблюдать меру. Если вы совершенно безразличны к человеку или к людям в целом, то вас не заметят. Если вы будете льстецом и выскочкой, то то вас точно запомнят, но не с лучшей стороны. Чтобы нормально взаимодействовать с людьми, достаточно 1 раз в день здороваться и иногда интересоваться "как дела?" или "как настроение?", а близким ещё и перед сном говорить "я тебя люблю", всё остальное по мере необходимости.
- Говорите своё развернутое мнение, но оставляйте выбор за человеком.
В продажах это выглядит примерно так: приходит человек в магазин, чтобы купить новую входную дверь, а продавец подходит и начинает спрашивать: "А вам какой толщины дверь? Из какого материала? Какой вид замка вы предпочитаете? Какого качества уплотнители вам нужны?". В итоге покупатель скорее всего сбежит от такого продавца, потому что у него появится огромное количество вопросов, о которых он до этого даже и не задумывался. И вместо того, чтобы решить свой вопрос и остаться довольным результатом, человек теряет ориентиры и сам не понимает чего хочет. Совсем другое дело, если продавец поинтересуется есть ли у покупатели какие-то предпочтения, а потом покажет то, что у него есть и расскажет об их преимуществах. И скажет, что лично он бы по определенным принципам сделал вот такой выбор. Т.е. разложит все преимущества и поможет сделать выбор здесь и сейчас. Но при этом не будет давить на человека, потому что хочет сделать как лучше для своего клиента, и понимая, что выбор и последнее слово в любом случае будет за клиентом.
Разговаривая с людьми, если они спросили ваше мнение, то можно предложить несколько вариантов развития ситуации. Лучше чтобы их было хотя бы 3, а не 2, чтобы это действительно был выбор. А потом, очень важно рассказать, что вы в этой ситуации приняли бы какое-то определенное решение и объяснили свои логические выводы, о том почему бы вы поступили именно так или иначе. А в конце очень важно сказать, что-то вроде "я буду за тебя, если ты примешь любое решение". И это должно быть сказано искренне, а не просто потому что так нужно.
В идеале хоть в продажах, хоть при любом взаимообмене, очень важно быть честным с собой и с людьми, и даже не думать кем-либо манипулировать. Чтобы произошло идеальное взаимодействие, очень важно хотеть искренне помочь другому человеку. И, если это будут продажи, то человеку будет готов заплатить хорошие деньги, если поймет стоимость вашего товара, а если это отношения, то это будет искренняя благодарность и, возможно, даже дружба на всю жизнь.
Ваша Vera Zvereva Philosophus