Найти тему
6,4K подписчиков

Примуловедение с Татьяной («Живая, зеленая жизнь!!!»)

1,8K прочитали

У каждого уважающего себя текста должно быть какое-нибудь введение/предисловие. Так вот у этого их будет даже несколько.

Первое. Свою нынешнюю подмосковную дачу мы купили в конце 70-х. Скорее всего, у ее прежнего владельца была садоводческая искорка. Судя по разнообразию и организации посадки растений. Вот только уже несколько лет сад оставался бесхозным.

Деревья/кустарники совсем запущенные, цветов же практически не оставалось среди дикого буйства трав.

Первая весна на новой даче. Я смотрю на этот оттаявший одичавший участок без особого оптимизма.

И вдруг вижу, из густого темного дерна на меня выглядывает определенно культурный цветок. Примула! Что-то из совсем простых и обычных у нас гибридных, с бордово-красным венчиком и с желтым глазком. Символизм встрече добавляло то обстоятельство, что на всех предыдущих наших дачах примул не было. Не сажали их, не знаю почему. Так что для меня это стало двойным открытием: первый садовый цветок в неосвоенном еще саду, и моя первая дачная примула.

Примула весенняя обычна в просыпающемся подмосковном лесу. Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, фотографии мои.
Примула весенняя обычна в просыпающемся подмосковном лесу. Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, фотографии мои.

Начало апреля. Один из самых первоцветов.
Начало апреля. Один из самых первоцветов.

Совсем слабенькая, несчастная. Цветок этот у нее оказался единственным – при том, что аналогичные примулы цветут пышными букетами. Но именно с нее у меня началась особая дружба/любовь с примулами. Далеко не всегда взаимная.

Второе. Среди многочисленных и многогранных классификаций декоративных растений я всегда держу в уме довольно простое, но совсем не очевидное разделение их на две принципиально разные группы: те, которых может быть и миллион сортов и вариаций, но все это разнообразие происходит от немногих или даже от одного природного предка, и те, которые представляют собой сложную совокупность множества природных видов и вариаций и множества же искусственных гибридов и культиваров. Это не такое уж умозрительное разделение, скажу я вам. И адекватный уход, и стратегия/тактика коллекционирования, да и просто понимание ваших питомцев определяются тем, насколько вы отдаете себе отчет в их генезисе. Среди комнатных растений контрастные примеры очевидны. Например, сенполии, сотни и тысячи сортов которых так или иначе восходят к сенполии фиалкоцветной – с одной стороны, и противоположный пример – кактусы: огромное семейство, и тоже множество сортов, но и десяток тысяч видов и природных вариаций. При этом и сенполисты, и кактусоводы объединяются в свои общества, издают свои журналы, проводят свои выставки. Все вроде бы внешне сходно. Но как же различны эти увлечения, и насколько методологически (да и эмоционально!) они расходятся.

Среди садовых цветов – такое же принципиальное, хотя и не всегда выраженное, разделение. Монолитные по происхождению розы/георгины/гладиолусы и … несть им числа с одной стороны и пестрые природно-культурные конгломерации – с другой. Лилии тому пример. И наши примулы.

Род Примула насчитывает около 400 видов, произрастающих в самых разных условиях – от болот до альпийских лугов. И в самых разных частях Света. Конечно, и сортов множество. Причем далеко не всегда разберешься, от какого вида/видов они происходят.

Британская Энциклопедия садовых растений дипломатично называет род комплексным, сложным. Подразумевая то ли разнообразие входящих в него видов, то ли множественность его происхождения, то ли – буквально: непросто в нем разобраться, многие сложно выращивать.

Основная масса примул (но не все!) в садоводстве разделяется на три основные группы: Auricula, Candelabra, Primrose/Polyanthus. Конечно, цветоводы хорошо их себе представляют, но на всякий случай привожу иллюстрацию из той же энциклопедии.

Три основные группы примул (из Энциклопедии садовых растений).
Три основные группы примул (из Энциклопедии садовых растений).

Группа полиантовых примул – самая обширная. И именно в нее входят наиболее популярные формы садовых примул, представляющие собой гибридные сорта пяти природных видов: amoena-elatior-juliae-veris-vulgaris.

Кроме того, Энциклопедия предлагает разделение садовых примул на шесть агротехнических групп.

Такое вот принципиально упорядоченное разнообразие, которое нужно иметь в виду, чтобы почувствовать и разобраться в примулах.

Третье. Конечно, в неторопливых дзен-разговорах о всяких дачныхделах/растениях/живности я ни за что не проигнорировал бы примулы. У меня и папочка для них на компьютерном столе создана, и даже предварительное название для текста – «Примулы: очарование и разочарования». Но вот как раз эти «разочарования» дело и тормозили. Как-то не складывались у меня с примулами серьезные отношения. Некоторые озадачивают агрессивным и бурным ростом. Даже надоедают, признаюсь. Но чаще они огорчают незаметным и непредсказуемым исчезновением. Ну и что ж это получится за сообщение, в котором я стал бы писать только о своих неудачах и вопросах.

И тут, просматривая в очередной раз материалы на канале «Живая, Зеленая жизнь!!!» (прекрасное чтение для успокоения души), нахожу статью как раз про примулы. Вроде, правда, про посев разных видов и сортов. Но, как обычно для автора Татьяны, она выходит далеко за рамки только посева, и при этом получается глубоко и увлеченно/увлекательно.

Сначала, конечно, просто позавидовал. А потом подумал, что было бы правильно мои примуловые невзгоды и вопросы ей-то как раз и выложить. И, подумал, чего бы не пообщаться с Татьяной не в переписке, а открыто, в дзен-статье – ведь такие вопросы могут быть интересными не только для меня. Рискнул послать «Живой, Зеленой жизни» это предложение и на удивление быстро получил ее согласие.

И вот тут я начал тормозить. Непривычный все-таки формат. Да и я не журналист, интервью не брал никогда. Одно дело, что-то вроде дневниковой записи, описания, очерка или познавательной статьи. Такое всякому по плечу. А тут что-то совсем иное. К тому же хотелось не просто интервью, а что-то более интерактивное, что-то вроде беседы. В результате откладывал и откладывал …

Как обычно, помогла Природа. Начали всходить мои новогодние посевы примул. И тут уж вопросы к примулознающей Татьяне стали не просто умозрительно интересными, а что ни на есть актуальными. Собрался духом, сел к компьютеру и сформулировал, наконец, наболевшее.

Примулы начинают прорастать.
Примулы начинают прорастать.

1. Первый вопрос назрел и обозначен. Осталось только его развернуто изложить.
Сеял я всего пять сортов, по пять гранулированных семян. До посева семена хранились в холодильнике, где-то в Новый год разложил их рядами в посевной плошке. Субстрат торфяной с перлитом, стерилизован в микроволновке и пролит раствором марганцовки. Разложив семена, я еще опрыскал посев фитолавином (бактериоцид). Плошку накрыл прозрачной крышкой и поставил в прохладное слабоосвещенное место на утепленной лоджии (там температура около 15º).
Периодически снимал крышку - субстрат оставался достаточно влажным. Тем не менее один раз опрыскал раствором гиббереллиновых кислот (которые должны стимулировать прорастание).
Поскольку уже был неудачный опыт, да и прочитанные инструкции запугали, особо себя не обнадеживал. Тем приятнее было увидеть где-то пару недель назад первые всходы. Взошли семена всех пяти примул, у одной даже все пять семян.
И вот тут-то я осознал, что про всякие сложности проращивания читал/смотрел, а вот что делать после неожиданного успеха – понятия не имею. Под фитолампу я всходы поставил. Но про все остальные потребности их развития – пикировка/пересадка/подкормка и т.п. – не знаю НИЧЕГО!

Татьяна. Перед ответами хочу сказать, что опыт мой не так-то и велик, но свой, полученный методом проб и ошибок. Конечно, спрашивала советы и более опытных, тех кто выбрал примулы «любовью навсегда». Не могу не сказать их имена – Наталья Константинова , Татьяна Первозванская. Они – гуру, да и семена всегда можно приобрести с советами по посеву.

По первому вопросу – все сделано верно, только вот не нужно активно стимулировать прорастание. Успех зависит от свежести семян, а не от стимуляции! Гибриды, в отличие от природных видов, более всхожи и стойки! Температура выбрана правильно, не выше 22 градусов для дальнейшего роста. Постепенно снимать крышки, приучать к внешней среде. При отрастании 2-3 настоящих листочков – аккуратная пикировка, брать пинцетом за листики! Полив – очень аккуратный, могут как загнить, так и высохнуть на глазах. Растем дальше!

Дмитрий. Продуктивное начало беседы! Добавлю, что практически все проросли неплохо, вот только у роскошной (на фотографии) примулы темно-фиолетовой махровой ‘Ослепительные Ночи’ – единственный всход.

Один только совет меня всполошил: «брать пинцетом за листики»! Пинцетом! Металлическим… За листики! Эти нежнейшие… Да я даже кактусовые всходы пинцетом брать опасаюсь. Придется попросить кого-нибудь…

2. И раз уж зашла речь о прорастании семян и сеянцах, вот что жжет мое любопытство: почему при столь обильном цветении и при таком обилии у меня разных примул и в разных условиях я ни разу не замечал их самосевов?! Ведь в природе примулы размножаются практически исключительно семенами. У себя в саду я регулярно нахожу самосевы самых неожиданных растений (вот сразу на ум приходят гиацинты и гортензии – никак не ожидал обнаружить их самовольных потомков), но примул – ни разу.

Татьяна. Есть самосев, много, у полиантовых гибридов. Присмотритесь, они сеются рядом с материнским растением, близко. Если их много в саду, разве Вы не замечали, что появляются совсем другие цвета? Откуда, если это не самосев? Для того нужно соблюдать постоянную влажность и полное отсутствие сорняков рядом с растениями. Особенно поразил самосев японской примулы, сплошным ковром!

Дмитрий. Ну не настолько я все-таки ненаблюдательный! Всходы маргариток, колокольчиков, наперстянок, рудбекий – замечаю, примул же – ни разу. И выщеплений по окраске не было. Да и растут только там, где я их сажал. Но буду присматриваться теперь. С японским самосевом совсем прибили: вот уж действительно – одним все, другим ничего.

3. Два года назад я не сдержался и купил у очень продвинутого коллекционера (увлеченной дамы с ботаническими наклонностями) десятка два видовых и сортовых примул. Зря, наверное. Потому что и рук/времени не хватало всех их обеспечить максимальной заботой, и лето 21-го года было не менее зловредным, чем давешнее – и с засухой, и с запредельной жарой. В общем, совсем плохо приживались примулы. Хорошо, если треть из них сохранилась. Понадеялся на авось, не уточнил про шесть агротехнических групп, не доглядел.

Но печальнее всего было потерять все три сорта японских (многоярусных) примул.
Они даже поцвели, но вроде как на прощание. Что-то им не пришлось.
А ведь не первый раз я их сажал. Уже были, и цвели неплохо. И зимовали. И все равно не сохранялись. Что-то я в заботе о них упускаю.
Когда-то неплохо росла у меня японская примула.
Когда-то неплохо росла у меня японская примула.

Татьяна. Вы совершенно правы – каждой видовой свои условия и уход! Всходить (да и прижиться) они могут, а вот дальше! Очень много было потерь у меня, при общей увлеченности всем природным, упущений случается много, разве успеть одной головой и двумя руками! Японские у меня совсем в тени, только утром солнце, рядом с гортензиями, грунт рыхлый, много торфа, низового, слабокислого. Как и писала, дают активный самосев.

Дмитрий. Вот ругаюсь всегда, если что-то живое приобретают и только потом начинают выяснять, как и что ухаживать. А сам … Действительно, японские примулы, 2-я агротехническая группа: притенение, рыхлая-гумусосодержащая, постоянная влажность. Я же – на самые солнечные места, да в экстремально жаркое-сухое лето. Так и простились они со мной.

4. Ну ладно, японские. Изыск все-таки. Но ведь – стыдно даже признаться – у меня и с ушковыми не ладится. Причем японские я может быть посадил в неподходящее место, с землей может быть что-то упустил. Немного их было. Ушковых же и сейчас сорта четыре есть и сажаю я их регулярно – они ведь такие доступные и такие привлекательные. Но как попадут в мои руки – все заканчивается. Причем вот их-то и в разных местах сажал, и в разную землю – результат один: сохраняются слабенькие розетки, даже года три могут жить. Но не цветут и не растут. Прошедшим летом увидел в питомники ушковые примулы в горшках – аж страшные. Потому что огромные, как капусты. Смог бы – за локоть себя укусил бы. Как так: у них в питомнике этакие лопухи разрастаются, а у меня лишь крошечные ушки.

Татьяна. Про них скажу – не сеяла! Но сеяла приятельница, на мою долю. Покупались семена частично махровых (не понимаю, зачем продают, вероятность ничтожно мала, в противовес желаниям). Всходы быстры и удачны, мне досталось 8 сортов. Растут лет 10, совсем без всяких капризов. Везде, делю тоже в разное время. Посадите их во влажную тень, пусть хоть листья нарастят, окрепнут, если там зацвести не смогут!

Дмитрий. И тут после драки посмотрел справочник: сразу к трем группам ухода относят эти примулы! Очевидно, таково разнообразие природных и культурных форм. И тоже, очевидно, пересушивал их, особенно в последние жаркие годы. В своих фотоархивах, кстати, нашел фотографии разных ушковых, причем росли и цвели на тех же местах, на которых пытаюсь вырастить сейчас! Возьму на заметку и в новый сезон соберу их в одном подходящем притененном месте.

5. Но с разрастающимися примулами у меня есть и обратная проблема. Еще одна моя любимая примула – мелкозубчатая (у меня сейчас ее сиреневый культивар) как раз разрастается. Как ушковая в питомнике. Причем где бы я ее ни посадил и даже практически без ухода. Можно было бы и порадоваться, да вот уже и не очень радостно. Только посадишь в подходящем месте, полюбуешься изящным цветением в начале следующего лета, а к концу лета – это уже многоголовый куст, который всех вокруг давит, да и сам себя изнутри давит. Опять требует поделить и пересадить. Уже у всех соседей эта моя примула цветет, девать некуда. Хочется, чтобы как-то поспокойнее ей рослось, не так буйно, постабильнее

Татьяна. Как ни странно, я два раза сажала, уходили! Видимо, слишком влажно было. Но я не знаю, где приспособить такие большие заросли листьев, потому и не повторяю пока!

6. Неуемный рост огорчает меня не только у мелкозубчатых примул. Многие мои сортовые полиантовые тоже разрастаются слишком интенсивно. Сначала казалось, как здорово: берешь кустик, делишь его на два десятка розеток и тыкаешь их везде, где уместено подобное ярко-пестрое обрамление. Но за пару сезонов в цветниках они разрастаются, что твои сорняки. Приходится регулярно их обновлять, отправляя основную массу в компост.
У меня есть и давние примулы, которые растут просто среди травы, вроде как полуодичавшие. Вот эти не так буйно разрастаются. В некоторых местах вполне умеренно живут уже лет по 20. Может быть, подобные интенсивно растущие вариации вообще не нужно сажать на возделанную удобряемую и поливаемую землю? Может быть, им вообще не место на клумбах/в цветниках? И лучше их поддерживать в подобном разнотравье вместе с маргаритками?
Чудесный кустик на первом году жизни...
Чудесный кустик на первом году жизни...
... а здесь бордюр из таких кустиков после второй зимовки. Осенью пришлось все убрать, а то другим цветам тут уже не расти.
... а здесь бордюр из таких кустиков после второй зимовки. Осенью пришлось все убрать, а то другим цветам тут уже не расти.

А вот эти растут среди полудикого разнотравья - хоть не мешают никому.
А вот эти растут среди полудикого разнотравья - хоть не мешают никому.

Симпатичный вариант - приствольные участки с примулой. Это не в моем саду.
Симпатичный вариант - приствольные участки с примулой. Это не в моем саду.

Татьяна. Возвращаюсь к вопросу про самосев – среди многообразия ведь появляются другие окраски и формы? Наверняка, это и есть самосев простых растений. Прижились в траве, отвоевали себе место- если пересадить, вряд ли они будут жить с более агрессивными соседями.

Дмитрий. Ох, эти примулы – и есть агрессивные соседи! Подминают даже корневища бородатых ирисов. Не говоря уж про что-то более нежное и хрупкое. Определенно больше не стану их сажать на хорошо возделанной земле среди других цветов.

7. Весной прошлого года не удержался купить в солидном магазине роскошную упаковку с примулой Виаля. Ну невероятная же примула! Розетка в упаковке оказалось тоже солидной и крепкой. Вот только росла слабо – несколько небольших листочков, а потом скрылась. Может и объявится весной, но что-то тревожно.

Татьяна. Нет, я изучила по ней вопрос, не будет жить в средней полосе или очень недолго. Не стала обольщаться и желать ее, чтоб не получить разочарования!

Дмитрий. Печально, но хоть тут не стану винить себя. Разве только за то, что купил/посадил, не изучив по ней вопрос. Буду ею на картинках любоваться.

Примула Виаля - фотография из Википедии.
Примула Виаля - фотография из Википедии.

8. Но если приобретение примулы Виаля вполне объяснимо, то ежегодным покупкам ярко-пестрых весенних примул (по-видимому, сортогруппа ‘Dreamer’), которыми заполнены сейчас респектабельные магазины – конечно, непростительная слабость. Всегда за это ругаю себя и близких, но каждый год в начале весны у нас дома появляются эти радостные горшочки. К тому же такие недорогие. И каждый раз надеюсь, приживутся на даче. Иногда приживаются, иногда и цветут потом повторно, как-то даже перезимовала одна из таких. Но яркость/сочность/нежность в саду они тут же теряют и чаще всего погибают. Читал разные советы по их сохранению и агротехнике, но хочется узнать и ваше мнение. К тому же на днях опять притащил домой пару горшочков.

Татьяна. Скажу честно, мнение даже не мое! А более опытных примуловодов, я очень послушный ученик садового дела. Сказали – нестабильны и непредсказуемы, могут уйти без объяснения причин – мне этого хватило!!

Дмитрий. Мне бы ваше трезвомыслие! Для тех, у кого тоже с трезвомыслием нелады, все-таки отмечу: примулы, которые сейчас в продаже, выращены интенсивными методами в режиме хемопоники. Т. е. в горшочках безжизненный торф, который в питомниках пропитывают сбалансированными растворами питательных веществ. Дома этот корневой ком моментально высыхает и очень плохо принимает воду при обычном поливе – лучше ставить в емкость с водой для полного пропитывания кома. А после цветения – обязательно пересадить.

Примулы в магазине - устоять невозможно ...
Примулы в магазине - устоять невозможно ...
... не устоял и в этом году.
... не устоял и в этом году.

Любопытно, как меняется окраска цветков: в центре и в глубине - цветки, с которыми растение было куплено, на переднем плане - уже распустившиеся дома, при другой  температуре и ином освещении.
Любопытно, как меняется окраска цветков: в центре и в глубине - цветки, с которыми растение было куплено, на переднем плане - уже распустившиеся дома, при другой температуре и ином освещении.
Ремонтантное цветение магазинной примулы на даче.
Ремонтантное цветение магазинной примулы на даче.

9. Я помню ваш комментарий о короткоживущих вида/сортах примул. Возможно, и эти примеры относятся к таким. Но хочется понять жизненный цикл подобных растений, если они живут всего год-два и так непросто размножаются семенами. Есть какие-то приемы их вегетативного размножения/поддержания? Может быть, ежегодное деление розеток?

Татьяна. Разговор ведем о тех п. акаулис, что являются подарочными, цветущими в горшках. Считаю, что нет у них никакого цикла – выращены на стимуляторах, зацвели на гормонах, в детском возрасте; сбились все циклы, нежизнеспособно растение. На фото мои, подареные (года три жили) и выращенные из семян. Жизнь всех была недолгой, больше не повторяю.

Синецветковая вариация п. акаулис, прожившая у Татьяны три года. Фотография Татьяны.
Синецветковая вариация п. акаулис, прожившая у Татьяны три года. Фотография Татьяны.

10. Вот мысленно окинул взором свое примуловое хозяйство и почти в ужас пришел: ну беда с ними. Пожалуй, лишь примула Зибольда да новый ее восхитительный сорт меня только радуют, не грузят заботами. Кроме разве того, что после цветения на поверхности земли их не видно и, если про них забуду, могу пятачок с ними запросто перекопать (шутка!). А серьезный вопрос, припасенный к концу беседы, естественный и вот какой. В этом капризном разнообразии примул – на какие видовые/сортовые «изюминки» вы обратили бы мое внимание? Чтобы и «вау», и надежно, и не слишком хлопотно?

... и недавно появившийся в саду ее новый сорт (название - под сугробом сейчас).
... и недавно появившийся в саду ее новый сорт (название - под сугробом сейчас).

Татьяна. Могу только про свои рассказать! Первое – альпийские виды, они невероятны и милы!! П. маргината, п. юпаренсис, п. замбаленсис, п. скандинавская, п. Кокбурна. Кортузовидная еще и тоже из первоцветных – кортуза Маттиоли, она чудесна и стабильна!!

Коллаж портретов видовых примул, присланный Татьяной: верхние две кортуза и примула кортузовидная, второй ряд — п.кокбурна и п. замбаленсис, третий — п. скандинавская и альпийский крохотный вид п.маргината.
Коллаж портретов видовых примул, присланный Татьяной: верхние две кортуза и примула кортузовидная, второй ряд — п.кокбурна и п. замбаленсис, третий — п. скандинавская и альпийский крохотный вид п.маргината.

Обязательно надо иметь в саду удивительную гибридную примулу Франческа,, она единственная цветет почти все лето своими зеленоватыми цветками!!

Татьянина примула 'Франческа'
Татьянина примула 'Франческа'
У меня она тоже растет - в самых разных местах. Удивительная! Но ... да простят меня примулолюбы - ни с чем не гармонична...
У меня она тоже растет - в самых разных местах. Удивительная! Но ... да простят меня примулолюбы - ни с чем не гармонична...

Дмитрий. Поясню, что кортуза Маттиоли (Cortúsa matthióli) – растение, близкое к примулам.

Кортуза - ботаническая иллюстрация XIX века из Википедии.
Кортуза - ботаническая иллюстрация XIX века из Википедии.

Невероятно милые примулы Татьяны – я к ним присмотрюсь - оптимистичное завершение нашей беседы.

Надеюсь, не последней!