Найти в Дзене
Vitaly M.

Лабораторный практикум по дисциплине Международный коммерческий арбитраж

ЗАДАНИЕ к лабораторному практикуму по дисциплине Международный коммерческий арбитраж Выполнил: студент Проверил: к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса г. Санкт-Петербург 2021 г Лабораторная работа: 1. Ознакомьтесь с содержанием: 1. Женевского протокола 1923 Женевский протокол об арбитражных оговорках 1923 г. был первым значимым многосторонним международным договором, который регулировал частный международный арбитраж. Формально участниками данного договора на сегодняшний день являются 40 государств, среди них Австрия, Германия, Франция, Испания, Швеция, Швейцария, Венгрия. Большинство государств присоединились к Женевскому протоколу 1923 г. до 1958 г., поскольку с принятием Нью-Йоркской конвенции 1958 г., которая, по сути, урегулировала те же самые отношения, значение данного документа и юридически, и фактически было сведено к минимуму. Основное значение Женевского протокола 1923 г. заключалось в том, что государства-участники приняли на себя обязательство "признавать"

ЗАДАНИЕ

к лабораторному практикуму по дисциплине

Международный коммерческий арбитраж

Выполнил:

студент

Проверил:

к.ю.н.,

доцент кафедры гражданского права и процесса

г. Санкт-Петербург

2021 г

Лабораторная работа:

1. Ознакомьтесь с содержанием:

1. Женевского протокола 1923

Женевский протокол об арбитражных оговорках 1923 г. был первым значимым многосторонним международным договором, который регулировал частный международный арбитраж.

Формально участниками данного договора на сегодняшний день являются 40 государств, среди них Австрия, Германия, Франция, Испания, Швеция, Швейцария, Венгрия. Большинство государств присоединились к Женевскому протоколу 1923 г. до 1958 г., поскольку с принятием Нью-Йоркской конвенции 1958 г., которая, по сути, урегулировала те же самые отношения, значение данного документа и юридически, и фактически было сведено к минимуму.

Основное значение Женевского протокола 1923 г. заключалось в том, что государства-участники приняли на себя обязательство "признавать" арбитражные соглашения. Такое "признание" выражалось в том, что их уполномоченные органы должны были:

- отказываться рассматривать спор, охваченный арбитражным соглашением, и "направлять стороны в арбитраж" по заявлению одной из сторон;

- исполнять арбитражные решения, вынесенные на территории данных государств, в соответствии с положениями национального законодательства.

При этом Женевский протокол 1923 г. обязывал государства признавать действительность арбитражных соглашений, заключенных относительно не только существующих, но и будущих споров между сторонами. Это правило в то время имело весьма революционный характер, поскольку в начале XX в. многие государства придерживались позиции, согласно которой заключение арбитражного соглашения допускалось только относительно уже существующего спора. Женевский протокол 1923 г. также устанавливал, что арбитражные соглашения возможно заключать по спорам как коммерческого характера, так и иного вида, которые могут быть разрешены посредством арбитража. Тем не менее государства при присоединении к данному договору имели право сделать оговорку, что они обязуются признавать арбитражные соглашения, заключенные только относительно коммерческих (в понимании их собственного национального законодательства) споров. Главный недостаток Женевского протокола 1923 г. заключался в том, что каждое государство-участник обязалось исполнять арбитражные решения, вынесенные на территории данного государства, и не должно было исполнять арбитражные решения, вынесенные на территории другого государства-участника. В силу этого, для того чтобы арбитражное решение было исполнимым, арбитраж де-факто должен был проводиться на территории государства-ответчика. Кроме того, Женевский протокол 1923 г. не устанавливал оснований для отказа в исполнении вынесенного арбитражного решения, отсылая к национальному законодательству государства - места исполнения. Это, по сути, приводило к тому, что каждое государство могло иметь (и фактически имело) свой собственный перечень оснований для отказа в исполнении арбитражных решений.

2. Женевской конвенции 1927 года

Конвенция об исполнении иностранных арбитражных решений (Женевская конвенция 1927 г.) была подписана 26 сентября 1927 г. в Женеве 34 государствами. Она была призвана исправить главный недостаток Женевского протокола 1923 г. - отсутствие обязательного механизма исполнения иностранных арбитражных решений.

Согласно Женевской конвенции 1927 г. государства-участники обязались признавать и исполнять арбитражные решения (в том числе и иностранные) при условии, что:

- арбитражное решение было вынесено на территории государства - участника Женевской конвенции 1927 г.;

- арбитражное решение было вынесено по спору между сторонами, которые подчиняются юрисдикции государств - участников Женевской конвенции 1927 г.

3. Нью-Йоркской конвенции 1958 г. – логическое продолжение начатого процесса.

Несовершенство выявленное в течении 2 десятков лет Женевского протокола 1923 г. и Женевской конвенции 1927 г. выявленное в течении 2 десятков лет практического применения привело к тому, что в 1953 г. возникла необходимость нового международного договора.

Инициатива его создания была поддержана ООН и завершилась подписанием 10 июня 1958 г. в Нью-Йорке Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Вступила в силу 7 июня 1959 г.).

Актуальность данной конвенции была продиктованы быстро растущими международными рынками – и необходимостью регуляции правовых отношений участников международной торговли. Фактически удваивающийся каждые три года оборот крупных производственных компаний преимущественно расположенных в развитых странах – привел к расширению рынков сбыта за пределы этих стран – и слово глобальная экономика в конце 1950 – начале 1960 впервые из теории стало практикой.

Именно начавшийся в 1950-х годах процесс глобализации мировой экономики и производства стал залогом успеха Нью-Йоркской конвенции 1958 года – к нему присоединилось рекордное количество стран.

Основные принципиальные отличия Нью-Йоркской конвенции 1958 г. от ее предшественников заключаются в следующем:

1. Действие данной Конвенции распространилось на все иностранные арбитражные решения, а не только на те, которые вынесены на территории государств-участников на основании соглашений, заключенных между субъектами данных стран;

2. Конвенция распространила свое действие не только на арбитражные решения по коммерческим спорам, но на любые арбитражные решения;

3. Конвенция исключила возможность приостановления процедуры признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений в связи с обжалованием такого решения в государстве вынесения или в связи с тем, что арбитражное решение вынесено не по всем заявленным в арбитраже требованиям;

4. Конвенция возложила бремя доказывания большинства обстоятельств, которые являются основанием для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, на сторону, возражающую против такого признания и приведения в исполнение;

5. Конвенция исключила из числа оснований для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений «противоречие арбитражного решения принципам права страны исполнения», оставив лишь «противоречие публичному порядку»;

4. Европейской Конвенцией 1961 г.

В начале 50-х гг. XX в. Европейская экономическая комиссия ООН сформировала специальную рабочую группу, целью которой было содействие в развитии торговых отношений между странами капиталистического и социалистического блоков в Европе. В рамках этой задачи необходимо было разработать единые правила, применимые к международному арбитражу, что привело к подписанию 21 апреля 1961 г. в Женеве представителями правительств 22 европейских государств Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже.

Хотя состав участников Европейской конвенции 1961 г. не так широк, как Нью-Йоркской конвенции 1958 г., она имеет большое значение применительно к регулированию вопросов международного арбитража, дополняя по многим вопросам Нью-Йоркскую конвенцию. В отличие от Нью-Йоркской конвенции, которая имела своей целью урегулировать лишь два основных вопроса: признание арбитражных соглашений и признание, и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений, сфера действия Европейской конвенции 1961 г. гораздо шире.

Европейской конвенцией 1961 г. впервые на международном уровне был урегулирован принцип «компетенции-компетенции».

Европейская конвенция 1961 г., развивая правило, установленное Женевским протоколом 1923 г. и Нью-Йоркской конвенцией 1958 г. , о том, что государственный суд должен отказаться от рассмотрения спора, охваченного арбитражным соглашением, и «направить стороны в арбитраж», указала, что заявление об этом должно быть подано не позднее представления отзыва на исковое заявление по существу спора.

В данной Конвенции содержится важное положение о том, что обращение в государственный суд с просьбой о применении временных мер или мер предварительного обеспечения не рассматривается как несовместимое с арбитражным соглашением.

Европейская конвенция 1961 г. установила, что отвод составу арбитров по неподсудности должен быть заявлен не позднее представления стороной искового заявления или возражений по существу дела под угрозой потери права ссылаться на данные обстоятельства впоследствии как в арбитражном разбирательстве, так и в государственном суде.

6. Типовым законом ЮНСИТРАЛ 1985 г.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ содержит 36 статьей и направлен на то, чтобы регулировать все стадии арбитражного разбирательства, в том числе содержание, форму и действительность арбитражного соглашения; порядок осуществления арбитражного разбирательства; основания и порядок подачи заявлений об отмене арбитражного решения либо отказа в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения.

Поскольку данный Закон предназначался как модельный для национальных законодательств об арбитраже в странах с разными правовыми системами, некоторые его положения являются в определенной степени компромиссными между различными традициями.

Следуя тенденциям в развитии арбитражного законодательства, Типовой закон содержал в себе некоторые новые положения, отсутствовавшие в принятых ранее международных документах об арбитраже. В частности, Типовой закон ЮНСИТРАЛ указывает, что письменная форма арбитражного соглашения считается соблюденной не только тогда, когда арбитражное соглашение содержится в документе, подписанном сторонами, но и если оно заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств электросвязи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения, т.е. в Типовом законе получил отражение тот факт, что сообщения могут передаваться не только посредством направления по почте писем или телеграмм, как это было предусмотрено в оригинальном тексте Нью-Йоркской конвенции 1958 г. (поскольку на тот момент иных средств передачи документов не существовало), но также посредством средств электросвязи (п. 2 ст. 7 Типового закона).

Кроме того, Типовой закон ЮНСИТРАЛ включил в себя важное положение о том, что арбитражное соглашение может быть заключено путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ впервые на международном уровне "легализовал" доктрину автономности арбитражного соглашения, согласно которой оно должно рассматриваться как соглашение, независимое от основного договора даже в том случае, если оно является частью этого договора.

Вместе с тем доктрина автономности арбитражного соглашения имеет ограниченное применение, т.е. арбитражное соглашение рассматривается как автономное от основного договора только для целей рассмотрения вопросов действительности такого соглашения и основного договора.

Контрольные вопросы по лабораторной работе

1. Какое влияние на международный коммерческий арбитраж оказало государственное правосудие по экономическим спорам и внутреннее третейское разбирательство?

Государственное правосудие по экономическим спорам выполняет функций содействия и контроля в отношении международного коммерческого арбитража. В случае неисполнения судебного акта международного коммерческого арбитража именно в государственные суды по экономическим спорам обращается заинтересованная сторона за выдачей исполнительного листа с целью принудительного исполнения судебного акта международного коммерческого арбитража.

Внутреннее третейское разбирательство является альтернативным международному коммерческому арбитражу способом разрешения коммерческих споров.

2. Когда и где зародился международный коммерческий арбитраж в его сегодняшнем понимании? С какими трудностями сталкивались участники разбирательства в 20-е годы XX в.? В каких случаях могло быть заключено арбитражное соглашение и соблюдалось ли его исполнение?

Международный коммерческий арбитраж в его сегодняшнем понимании зародился в период 1899 – 1920 годы – с образованием лиги наций – как глобального политического оператора . Глобализация политики – требовала глобализации юридических систем и судебного разбирательства –как его части. По сути на тот исторический период времени – создание механизмов международного коммерческого арбитража – было необходимостью продиктованной быстро растущей экономикой.

Однако следует отметить что сам механизм арбитража – зародился еще в глубокой древности .

Основные трудности, с которыми сталкивались участники международного арбитражного разбирательства в 20-е годы XX в. вытекали из несовершенства Женевского протокола об арбитражных оговорках 1923 г. Главный недостаток Женевского протокола 1923 г. заключался в том, что каждое государство-участник обязалось исполнять арбитражные решения, вынесенные на территории данного государства, и не должно было исполнять арбитражные решения, вынесенные на территории другого государства-участника. В силу этого, для того чтобы арбитражное решение было исполнимым, арбитраж де-факто должен был проводиться на территории государства-ответчика.

3. Какое значение для развития арбитража имел Женевский протокол 1923 г.? В чем его современное значение?

Основное значение Женевского протокола 1923 г. заключалось в том, что государства-участники приняли на себя обязательство "признавать" арбитражные соглашения. Такое "признание" выражалось в том, что их уполномоченные органы должны были отказываться рассматривать спор, охваченный арбитражным соглашением, и "направлять стороны в арбитраж" по заявлению одной из сторон, а также исполнять арбитражные решения, вынесенные на территории данных государств, в соответствии с положениями национального законодательства.

При этом Женевский протокол 1923 г. обязывал государства признавать действительность арбитражных соглашений, заключенных относительно не только существующих, но и будущих споров между сторонами.

4. Какому вопросу была посвящена Женевская конвенция 1927 г.?

Конвенция об исполнении иностранных арбитражных решений (далее - Женевская конвенция 1927 г.) была подписана 26 сентября 1927 г. в Женеве 34 государствами. Она была призвана исправить главный недостаток Женевского протокола 1923 г. - отсутствие обязательного механизма исполнения иностранных арбитражных решений.

5. Перечислите первые попытки создания признанного арбитражного регламента.

Первыми попытками на мой взгляд были

- Гаагские конференции мира 1899 года 1907 годов

- создание в 1920 году постоянной палаты международного правосудия на базе Лиги наций.

- женевский протокол 1923 года – как документ конкретизирующий уже начатый процесс формирования международного коммерческого арбитража

6. Как можно охарактеризовать роль Международной торговой палаты в разработке Нью-Йоркской конвенции 1958 г. – положительно или отрицательно?

Именно Международная торговая палата (ICC) инициировала подготовку нового международного договора Нью-Йоркской конвенции 1958 г. Таким образом именно ее можно назвать «ЗАКАЗЧИКОМ» данной системы.

С политической точки зрения Нью-Иоркская конвенция формировалась группой развитых стран в лице Международной торговой палаты – которые и стали основными бенефициарами этой новой системы разрешения споров.

8. Каков был замысел разработчиков Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г. в отношении регулирования внутреннего третейского разбирательства?

Замысел разработчиков Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г. в отношении регулирования внутреннего третейского разбирательства заключался в необходимости гармонизации внутреннего третейского разбирательства в соответствии с международными нормами.