Если приглядеться, то вокруг Селигера можно найти два Залучья. Местами отечественная география получается даже увлекательней истории. По дороге от южной оконечности озера к северу, какое-нибудь Залучье обязательно встретишь – одно по восточному берегу, другое – по западному. Мое Залучье – то, что на юго-западе Селигера, на пути в Нилову пустынь.
Деревня эта ничем не примечательна. Дорога проходит совсем рядом с берегом озера, но на расстоянии, достаточном, чтобы поставить между озером и дорогой дом и хозяйственные постройки. Чем удивительна жизнь на Селигере. В другом месте сразу за домом начиналось бы поле, а тут сразу за домом начинается огромное озеро. И у каждого жителя деревни, по крайней мере у тех, что живут слева от дороги есть моторная лодка, на ней и рыбачат, и катают туристов за деньги, и рыбачат с туристами за деньги, наверно, и просто к соседям по делам или в гости тоже на ней добираются.
В Залучье я сняла домик с террасой и там прожила с дочерью несколько дней. Мне обещали, что ловить рыбу можно будет с берега, но берега все в этом месте поросли травой, а вода была мелкой. Несколько раз мы помучились с лодкой, а потом поехали по рекомендации в деревню Сорога и ловили в том месте, где река сливается с озером. Сорога намного больше Залучья, там и несколько улиц есть, и хозяйство, стада коров, магазин. В Сороге работают многие местные жители, даже и из окрестных деревень. Но мы мимо всей цивилизации по грунтовой дороге пробирались к берегу по полю. Вдоль дороги стояла линия электропередач, она шла к одинокому домику – рядом с озером, вдали от деревни, от людей, вообще от всего. За надежным забором жизни видно не было. Мы прозвали это жилье домом хранителя электричества.
Для меня на Селигере каждый год (я бывала там несколько лет) всегда была одна проблема и решение... Несмотря на кажущуюся близость рыбной ловли, нужно было еще найти место, чтобы подойти к воде, с грибами же все наоборот – они росли прямо на дороге.
Как я уже написала, деревня Залучье ничем не примечательна, но всё же мы остановились в кремле. А как иначе его назвать? Образцы деревенской гражданской архитектуры в галерее ниже (листайте →). Я предположила, что камень использованный для строительства кремлевского забора, вероятно, местный и легко-, а может, и бесплатно доступный. Такой же камень используется и в отделке других заборов, правда, не так пафосно. Есть в деревне и особенный туристический колорит – ладные деревянные домики, какие новые, а какие подразушенные, соседствуют с огромными, по-деревенским меркам, каменными строениями, возведенными для проживания туристов.
Казанская церковь обозначена на карте часовней. Но это настоящий храм с алтарем, только очень маленький. Церковь построена в 1893 году в память чудесного события, произошедшего, видимо, неподалеку. К сожалению, все доступные мне источники умалчивают о деталях события. Церковь была разорена и закрыта при советской власти, потом там устроили, кажется, склад. Открыли ее для богослужений в 2011 году, а я побывала там в 2012 году. Проваленные полы, облезшая штукатурка на стенах... Хоть и площадь невелика, казалось, восстановить этот храм не под силу маленькому Залучью.
Но они сделали это! Стены храма стали бело-голубыми, а в ноябре 2014-го был освящен новый купол. Казанская церковь приписана к Введенскому храму в Кравотыни, а всего четыре церкви в разных деревнях объединены в Селигерский приход, где служит один священник. Тем не менее у маленького храма в Залучье теперь есть даже колокольня!
Безрассудная надежда на безотказность моего автомобиля отправляла нас в места ранее неизведанные. С автомобильной асфальтированной дороги на Светлицу я свернула налево на проселочную дорогу, которая шла сначала вдоль кладбища, а потом стала углубляться в лес и привела к местам туристических стоянок. Оказалось, что в самом конце августа туристические стоянки совершенно пустеют и на полянах, открытых солнцу, выскакивают из земли грибы, будто радуюсь отсутствию множества людей. Здесь же нашлись и небольшие лесные озера. Одно с мостками – буквально созданное для рыбной ловли, а другое – совсем крохотное на одной линии с берегом, спокойное и гладкое, больше похожее на зеркальный пол.
На этом, пожалуй, и все о Залучье. Котика вам в ленту. У меня сто пятьсот фотографий этого пронзительно рыжего залучинского котика, который начинал умываться, закрываясь лапами, как только кто-то подходил к нему с фотоаппаратом. Застенчивый, наверно...
август 2012
О том, что еще можно увидеть на берегах озера и дорогах, ведущих к нему, читайте в подборке «Вокруг Селигера».